"По отношению к турбизнесу это недобросовестная конкуренция, а для паломников √ поражение в правах"
Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон, предоставляющий церкви исключительное право на организацию паломничества. Далее этот законопроект за номером 14138-7 "О внесении изменений в федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях (в части правового регулирования паломнической деятельности)" отправится в Совет Федерации, который рассматривает его в течение двух недель, и затем √ на подпись президенту.
Законопроект с самого начала вызвал серьезные нарекания турбизнеса. По словам генерального директора паломнической службы "Радонеж" Юрия Минулина, туристическое сообщество вообще не участвовало в его разработке. "Я занимаюсь паломническими поездками 30 лет. Среди тех, кто работает в этой области, нет людей не верующих, но с кем из нас даже не консультировали по поводу содержания законопроекта", √ сказал он. Не было полноценного обсуждения ни с профессионалами, ни с общественностью.
В итоге законопроект оказался даже более жестким, чем ожидали в отрасли. Если в первом и втором чтениях речь шла об изменениях в федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", то в окончательном варианте документ потребовал изменений уже и в закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", конкретно √ исключения религиозного туризма из основных понятий отраслевого закона. В свою очередь, действующий закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" должен дополниться новой статьей о том, что исключительное право на осуществление паломнической деятельности имеют религиозные организации непосредственно или путем создания организаций, которые этим занимаются.
Авторы проекта рассчитывают таким образом разграничить обычную туристическую деятельность и паломническую. "Они отличаются именно целью поездок √ посещение мест религиозного почитания, участие в религиозных церемониях. Именно поэтому такие поездки должны организовывать религиозные организации", √ сказал один из инициаторов проекта Сергей Гаврилов. Это, по его словам, не коммерческая деятельность для получения прибыли. Действительно, религиозные организации вправе заниматься коммерческой деятельностью исключительно для соблюдения устава. Входят ли в это паломнические туры? Закон рождает много и других вопросов.
По словам г-на Минулина, религиозные организации не имеют опыта, навыков и профессиональных кадров для организации паломнических поездок. "Их реальные силы при разработке закона просто не учли. Священнослужители не имеют права водить экскурсионные группы. У них нет разрешения на трудовую деятельность, нет методических пособий и документов по разработке маршрутов", √ пояснил он.
Как заметил собеседник, в России только один монастырь имеет разрешение на деятельность в статусе юридического лица √ Валаамский. Он принимает 120 тыс. человек за сезон, при этом собственно на паломников приходится не более 10%. Обучение экскурсоводов на Валааме ведется с 1992 года. В других религиозных организациях этого, к сожалению, нет.
Правда, в самой РПЦ планируют после принятия закона ответственно подойти к его исполнению: сформировать специализированные паломнические структуры и заняться подготовкой сопровождающих паломников гидов и религиоведов. "Церкви нужна профессиональная подготовка кадров. Сейчас только одна организация в структуре РПЦ готовит экскурсоводов и менеджеров √ Свято-Тихоновский институт. Он выпускает 5-6 специалистов в год, и этого на всю страну", √ сказал Юрий Минулин.
Он также считает недопустимым вмешательство в закон о туризме. "Вычеркивая религиозный туризм из деятельности турфирм, авторы поправок лишают турфирмы и их клиентов целого пласта деятельности. Религиозный туризм √ это не только паломничество, но и экскурсионные, познавательные программы, в том числе по истории религии. Такую поправку принимать нельзя", √ заключает Юрий Минулин.
На серьезные нестыковки в законопроекте указал и президент РСТ Сергей Шпилько. Согласно отраслевому закону, туристом считается "лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания". В целом это определение, по словам г-на Шпилько, соответствует трактовке понятий "туризм" и "турист" в международных рекомендациях по статистике туризма-2008, изданных Статистической комиссией ООН в 2010 году. Согласно этим рекомендациям, которые служат основой формирования национальных систем статистики туризма и соответствующего понятийного аппарата, религиозные цели поездки среди прочих относятся к категории туристических.
"Новый законопроект предлагает исключить слово "религиозный" из перечня возможных целей турпоездки в определениях "туризм" и "турист" отраслевого закона. Что это меняет? Ничего, √ полагает г-н Шпилько. √ Статистики все равно не будут выделять лиц, путешествующих с религиозными целями, включая паломников, из состава турпотоков. Для перевозчиков они останутся пассажирами, для отельеров √ постояльцами, для турфирм √ клиентами, предъявляющими в ряде случаев особые пожелания к программе пребывания, меню, размещению, кругу общения".
И уж тем более эта поправка не может отменить самого факта существования религиозного туризма, распространенного и в России, и за рубежом. У нас в стране на эту тему изданы монографии, а также учебные пособия, по которым учатся студенты туристических вузов.
Другое предложение авторов законопроекта √ ввести норму, вообще исключающую паломничество из сферы действия отраслевого закона. Но при этом, как заметил Сергей Шпилько, фактически подтверждается право религиозных организаций заниматься туроператорской деятельностью. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с п.4 законопроекта: "Деятельность религиозных организаций по организации паломнических поездок включает в себя организацию размещения (проживания) паломников, питания паломников с учетом требований, предусмотренных внутренними установлениями религиозных организаций, транспортного обслуживания паломников, сопровождения паломников, включая услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, а также иную деятельность по организации паломнических поездок".
"Это туроперейтинг в чистом виде, √ замечает глава РСТ. √ С той лишь разницей, что, согласно ФЗ 132, туроператор обязан регистрироваться в федеральном реестре, предоставлять финансовое обеспечение своей ответственности, входить в состав "Турпомощи". И все для того, чтобы, если он не сможет выполнить свои обязательства перед туристом, последний мог спокойно завершить поездку, вернуться домой. Получается, что у паломников, если они теперь будут выезжать за рубеж по линии религиозных организаций, а не туроператоров, такой защиты их прав как потребителей не будет".
Возможно, именно поэтому авторы законопроекта "милостиво" разрешают религиозным организациям осуществлять паломническую деятельность с привлечением "лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на осуществление туроператорской деятельности и (или) турагентской деятельности".
Однако самого паломника законопроект такого права фактически лишает. Согласно предлагаемому закону, паломники вправе совершать и организовывать собственные паломнические поездки непосредственно, а также через религиозные организации или организации, созданные религиозными организациями для этой цели. "Третьего не дано. То есть получив благословение на поездку с посещением Храма Гроба Господня, человек, который считает себя паломником, не может сам обратиться в турфирму или поехать через благотворительную организацию. Если по отношению к турбизнесу такой подход имеет все признаки недобросовестной конкуренции, то по отношению к самим паломникам это просто поражение в правах", √ заключает г-н Шпилько.
Руководитель Центра международного паломничества "Покров" Ольга Богатырева согласна, что новый закон создает трудности, прежде всего, для самих туристов. "Их, и в первую очередь, конечно, паломников, ставят перед жестким выбором. При этом у церкви минимум опыта по организации качественных современных паломнических туров. Как раз сейчас мы находимся на грани судебного разбирательства, потому что наши туристы побывали на Валааме и вернулись с массой претензий на размещение и питание. И это далеко не единственный случай. А на церковные организации даже в Роспотребнадзор не пожалуешься. Компенсировать туристам ущерб Валаам не собирается, нам придется это делать самим", √ рассказала г-жа Богатырева, передаёт RATA-news.