http://www.svali.ru/stories/58/0/2198/index.htm Автор: Максим С. Дата добавления: 16-05-2010 Время поездки: 16-28 апреля 2010 |
Страна победивших триггеров или три мифа о дайвинге на Мальдивах Началось всё с того, что Эмираты из-за вулкана в Исландии отменили мой рейс до Дубая. Казалось бы, где Северная Европа, а где - Москва. Вроде бы перелёт Москва - Дубай не проходит через Европу, ан нет. Оказывается, что самолёт, который должен лететь до Дубая из Москвы, в Москву попадает откуда-то из Европы и то ли он туда не вылетел, то ли оттуда, в общем, в Москву он не попал. И авиакомпания Эмираты оказалось на поверку такой же безответственной, как и аэрофлот и многие другие, хотя и является одной из крупнейших в мире. Ну не верю я, что у такой крупной авиакомпании не нашлось запасного борта, чтобы выслать его из Дубая в Москву - путь не такой уж и далёкий. Конечно, проще просто отменить, а пассажиры пускай сами разбираются. Но мало того, что отменили, так ещё и в аэропорту ничего не организовано у них было - обычный совок, как не прискорбно. Вот представьте, приходите Вы в аэропорт (а они ещё по SMS утром сообщение прислали, мол, не забудьте, у вас рейс вечером такой-то), а там на табло против вашего рейса горит "отменён". А в таком случае там даже номер стойки регистрации не светится, чтобы спросить, что к чему. Пришлось идти по всем и смотреть, где Эмираты - нашёл, там народ какой-то стоит, сидят девочки, которые не в курсе, мол, идите в билетную кассу Эмиратов... Хорошо, нашёл кассу - там тоже сидят две девочки за компьютерами, к ним очередь, никаких объявлений нет, отдельного человека на кассе тоже нет, спросить, кроме девочек, не у кого. Стою, чтобы что-то выяснить. Со мной стоят разные люди, много иностранцев. Все в трансе, у кого-то встреча в Гонконге накрывается, куча народу летит транзитом (ведь Дубай - один из крупнейших транзитных узлов), кто-то на отдых по путёвкам, кто-то прилетел из Сибири и пр... Процесс не быстрый, достоялся, далее такой диалог: - Что Вы мне можете предложить, мне нужно быть в Мале максимум утром 18-го. - Места есть на 20-е, или возвращайте деньги. - В таком случае я теряю по Вашей вине крупную сумму. - Ничем не можем помочь. - 20-е меня не устраивает, возвращайте деньги. - Мы здесь не можем, идите туда, где покупали билет и возвращайте там. Если покупали через интернет, то там оставляйте на сайте заявку, в течение двух недель вернутся на карточку, естественно, без штрафов. У кого-то вообще ситуация, что они не покупали билеты, а покупали тур, причём где-то в Томске, что им делать - вообще не понятно; кому-то вместо бизнес-класса выдали эконом, мол, в бизнесе мест нет, не нравится - возвращайте деньги, а, разница в стоимости большая? Так это не ко мне, я тут только вас могу посадить, где есть места, остальное - идите в представительство, разбирайтесь там (представительства в аэропорте нет, оно в Москве находится). Иностранцы вытягивают из них информацию, где им жить эти дни, как добираться, будет ли это всё им организовано и т.д. В общем, оставил я этот дурдом и пошёл по стойкам других авиакомпаний. Катар - мест нет, Трансаэро - есть одно место на рейс через 6 часов в (0:20 17-го), обратного на нужную мне дату (24 апреля) нет, но есть два места на 28-е - ОК, выписывайте (к вопросу о том, как полезно иметь на всякий случай карточку с резервом, даже если всё уже оплачено), мне собственно одно и нужно. И рейс беспосадочный и дешевле, чем Эмираты (ранее на сайте у Трансаэро, когда я хотел купить сразу у них билет, светилось, что билетов нет вообще, поэтому взял Эмираты). Купил, позвонил принимающей стороне, сказал, чтобы встречали меня с другого рейса (он прилетает на пару часов позже, чем Эмираты), всем остальным, что вернусь не 24-го, а 28-го и пошёл коротать время по Домодедово. Поесть там много где есть, относительно не дорого (для Московского аэропорта, разумеется), сидячих мест тоже навалом. Воспользовался Интернетом на втором этаже (60 руб. - 15 минут), чтобы оставить запрос на сайте о возврате денег (вернули через неделю примерно), время как-то и прошло. Перелёт прошёл по расписанию, лететь около 8-и часов. Боинг 747, на креслах есть мониторы, но они не работают, сами кресла узкие, а вот кормили, на удивление, не плохо. Спиртное не дают, только вода и сок. Не "Эмираты", конечно, но нормально. Прилетели в Мале утром. Мальдивы - мусульманская страна, поэтому там "сухой" закон. Ввозить спиртное нельзя вообще, ни в каких количествах. Следят за этим строго, на выходе все чемоданы просвечивают, если что-то замечают, то просят открыть, даже бутылки с водой открывают и нюхают. Если находят, то оставляют всё в камере хранения, "на обратном пути заберёте". Больше всего шансов пронести в ручной клади небольшие пластиковые бутылочки. И сильно зависит от смены, в одну смену смотрят очень пристально, в другую - менее. В Мале алкоголь тоже не продаётся нигде, но на курортных островах и на яхтах всё есть (Контрабанда? Или всё же есть какие-то лазейки?), но очень дорого (8-10 долларов за порцию, вообще, бутылка в дьюти фри столько стоит). Вышел из аэропорта, меня встречают. Аэропорт находится на отдельном острове, который весь и занимает, до столицы Мале регулярно ходят "автобусы" (так написано у кассы - "bus" :-)) - катера, стоит 10 руфий (примерно 1 доллар, курс там 12 руфий за доллар, но доллары везде и так берут, да и цены на курортах и яхтах сразу в долларах, поэтому менять нет никакой необходимости), плыть минут 10. Но мне в Мале не надо, у меня дайвинг-сафари на яхте Sachika, которая стоит, где и все остальные яхты, недалеко от аэропортового острова, в небольшой лагуне. Встречает Антонио (итальянец, менеджер с яхты), до яхты плывём на её дони. Особенность дайвинг-сафари на Мальдивах - живут на яхте, а ныряют с дони. Соответственно, у каждой яхты есть своя дони, у какой побольше, у какой - поменьше. Дони (Dhoni) - это небольшая лодка с низкими бортами и неглубокой осадкой, на которой хранится всё снаряжение, компрессоры для забивки баллонов, есть пресная вода для опреснения снаряжения, туалет. Основная яхта приходит на место у какого-нибудь островка, где бросает якорь, а потом уже дони довозит до места нырялки (10-30 минут) и обратно. С одной стороны это удобно (яхта всегда стоит на якоре там, где самая низкая волна, т.е. качки практически нет, и для забивки баллонов дони отплывает подальше от яхты, чтобы не шуметь), но с другой стороны - Египетский вариант, где всё сразу на одной яхте, мне кажется более удобным. Кроме дони у яхты имеется ещё и лодка-моторка, для вылазок на острова и для разных надобностей. Приплыли, яхта Sachika. Большая комфортная яхта, 9 больших кают, в каждой туалет, душ, кондиционер. Всего получилось 14 человек, из них было две семьи с двумя маленькими детьми (оказалось для меня и ещё 3-их большим сюрпризом). Я, конечно, всё понимаю, но брать таких маленьких детей в море на 7 дней не на своей яхте, да ещё и таскать их на завтрак, обед и ужин, брифинги и т.п., чтобы они там постоянно отвлекали и всем мешали - это выше моего понимания. Я уж не говорю о том, что если бы что-то с ними случилось (там, укачало, или ещё чего), какая это была бы проблема для всех... Ну да ладно, расселились по каютам, на вечер наметили сплавать в Мале. Ближе к вечеру маленькой лодкой перевезли они нас на ближайший остров (две минуты), откуда ходят регулярные катера до Мале, стоит 5 руфий. С нами поехал наш дайв-гид Макс (полное имя - Максимильяно, тоже итальянец, второй гид на яхте был местный, по имени Али). До Мале минут 15, там прошлись по набережной немного, зашли на рынок. Из фруктов совсем маленькие местные манго по доллару (!!!) штука, арбузы, дыни, бананы и кокосы. Рядом находится рыбный рынок, но вечером там не особо интересно. Народу - куча, вдоль набережной швартуются рыболовецкие лодки, рейсовые катера, в воде сплошная помойка. Мале занимает целиком маленький остров, застроено всё пространство. Вдоль набережной расположено несколько отелей, банки, всевозможные офисы. Если пройти в глубину - узкие улочки, стандартные серые дома. Есть в Мале и президентский "дворец", большая пятничная мечеть и самая старая мечеть. В общем, смотреть там нечего, в магазинах всё дорого, т.к. Мальдивы не производят ничего, всё привозное. Вода у них опреснённая. Есть и привозная значительно дороже, но и каких либо изъянов в опреснённой я лично не нашёл, хотя некоторые говорят, что не могут её пить. А по мне так вода, как вода, нормальная на вкус. В Мале туристы обычно не попадают, сразу из аэропорта либо катером, либо местным рейсом на гидросамолёте или небольшом обычном самолёте отправляются на курортные острова. Мальдивы - одна из тех стран, куда бессмысленно (хотя и можно) ехать без предварительного бронирования. Жильё в Мале очень дорогое, и всё равно придётся каким-либо образом попасть на курортный остров, а стоит это там от 200$ (если брать катер на одного) и выше в один конец и ещё нужно найти того, кто это сделает, да и цены на отели там сильной выше, если идти в отель и покупать прямо у них. Дешевле всего это сделать через местную (Мальдивскую) турфирму, тогда и трансфер уже будет включён в цену и дешевле значительно выходит и терять время (и деньги) попусту в Мале не прийдётся. Небольшая справка по поводу связи. Все острова охвачены сотовой связью, везде, где есть хоть какое-то поселение, стоит вышка. Соответственно, покрывает она и близлежащие морские территории. Везде есть сотовый интернет, но нужно купить в аэропорту или Мале местную симку. Есть два варианта - предоплаченные тарифы, их продают иностранцам, и намного более выгодные тарифы (типа, 6 гигабайт за 50$), которые продают только местным по паспорту. Но можно договориться с каким-нибудь таксистом за умеренную плату, чтобы он зарегистрировал её на себя. Есть ещё вариант, получить доступ по Wi-Fi (там, где он есть) посредством посылки SMS на некий номер и получить временный пароль, но как это работает точно, я не знаю. Как стемнело, вернулись на яхту. Система там такая - народ подтягивается в течение дня, яхта заправляется, ближе к вечеру привозят провизию на всё время сафари. Само сафари начинается на следующий день после заселения. Распорядок дня обычно такой: 3 дайва в день, 6:00 подъём, 6:30 брифинг, первый дайв, завтрак. Следующий брифинг в 10:30, второй дайв, после него обед. Далее в 15:30 брифинг - третий дайв, после него ужин. Если планируется ночной, то тогда брифинг в 17:30 а не в 15:30. Ночной дайв в сафари входит обычно только один, потому что они считают, что хороших мест для ночного дайва на Мальдивах очень мало и совершенно нет никакой необходимости нырять "для галочки" ночью, когда можно много больше всего увидеть вместо этого днём. Т.е. не как в Египте - встали на стоянку, можете нырять, а то, что там ничего интересного нет, и не было никогда, так это ваши проблемы. Кормёжка на яхте - выше всяких похвал. Египетская рядом не лежала даже. Разнообразная, много, всё очень вкусно. Связано это с тем, что менеджер, как я уже говорил, итальянец. Повар, хоть и местный, но научили они его готовить итальянскую пищу очень неплохо, а свою он и так готовит замечательно. Постоянно была свежая рыба, паста, карпаччо из рыбы, десерты и много чего ещё. Особенности дайвинга на Мальдивах. Т.к. Мальдивы - это множество атоллов, протянувшихся с севера на юг посередине Индийского Океана, то вся жизнь там определяется течениями, сила и направление которых зависят от времени. Почти все дайвы проходят либо в канду (Kandu) - это канал между атоллами, либо на тилах (Thila) - подводные горы. Связано это с тем, что течения приносят планктон, который привлекает рыбу, которая, в свою очередь привлекает крупных хищников. Т.е. правило простое - чем сильнее течение, тем больше можно увидеть, и наоборот - чем слабее течение, тем меньше шансов увидеть что-то интересное. Поэтому все интересные дайвы на Мальдивах (акулы, манты и прочая живность) связаны с довольно сильными течениями. Между дайвами яхта стоит на якоре у какого-нибудь острова или песчаной банки (Sand bank), которая очень красиво смотрится на фоне голубой воды. Можно поплавать просто так, или с трубкой. Под вечер команда организовывает вылазки на местные населённые островки, где можно купить разные сувениры и затариться каким-нибудь товарами повседневного спроса в небольших магазинчиках. Все эти островки похожи друг на друга, как близнецы. Народ живёт там хоть и бедно, но очень спокойно и неторопливо, на некоторых даже есть мечеть. Один раз планировали вечерний пикник на специальном очень живописном островке, где никто не живёт, но, когда уже всё подготовили и даже погрузили в лодку, пошёл дождь, который так и продолжался всю ночь с перерывами :-( Пришлось всё отменить. На Мальдивах я хотел увидеть китовую акулу. Китовая акула питается исключительно планктоном и вырастает до огромных размеров. Известно, что наибольшая вероятность встретить её на Мальдивах, это северная и южная окраины атолла Ари. Все капитаны сафарийных кораблей держат друг с другом связь и сообщают, где и кого они встречали, поэтому было известно, что, на данный момент, китовую акулу видели только на юге Ари, куда мы и держали путь. Поиски китовой акулы выглядят так - все грузятся на дони, которая плывёт вдоль рифа в месте возможного появления акулы, а все в полной готовности ждут сигнала. Когда кто-то замечает тёмное пятно или плавник, дони максимально близко подплывает к ней, все быстро кидаются в воду с маской и трубкой и какое-то время плывут рядом. Сколько, зависит от того, насколько быстро она плывёт и от того, насколько быстро какому-нибудь "умнику" (в группе всегда такие находятся, к сожалению) не придёт в голову мысль её потрогать. Потом она быстро уходит в глубину и всё. Все вылезают на дони и продолжают высматривать дальше. В общем, приплыли мы на место и поплыли на поиски акулы. Море было неспокойное, проплыли мы "туда" в компании других кораблей с желающими увидеть, встретили возвращающихся "обратно", те сказали, что никого не видели. Через некоторое время мы, никого не увидев, решили нырнуть с аквалангом, раз уж приплыли. Поплавали, вынырнули и поплыли назад и вдруг увидели тёмное пятно! "Акула, акула!" - все лихорадочно цепляют ласты, маску, трубку и в воду. И вот она, китовая акула! Длиной метра 3, медленно плывёт в паре метров от поверхности, даже можно плыть рядом, не особо напрягая ласты. И вот тут проявляется принцип "каждый сам за себя". Большинство народа тут же теряет всякую вежливость и, расталкивая всех остальных, пытаются прорваться поближе :-) Хорошо ещё, что попали на акулу только мы, рядом никого не было. А то там была бы настоящая куча-мала. А потом она ушла в глубину, мы вернулись на дони, но не успели всё снять, как опять увидели пятно :-) Это уже была другая акула и плавали мы с ней дольше. Второй пункт программы был выполнен :-) Но основное, зачем я ездил на Мальдивы, это манты. В зависимости от типа муссона они кучкуются в разных местах архипелага. Когда муссон меняется, они тоже мигрируют, в это время их можно встретить в самых неожиданных местах и, наоборот, не встретить там, где они должны быть. В частности, мы приплыли на одну из самых популярных манта-поинт (manta point - место, где манты собираются, чтобы обитающие там рыбки чистили их от паразитов) в южном атолле Ари (South Ari atoll) и за два погружения никаких мант там не встретили (правда, т.к. делать было нечего, просто ждали мант на дне, то углядели там весьма редкую в этих местах маленькую голубую мурену). Макс сказал, что время, когда манты "сидят" на месте и никуда не мигрируют, это время с января по март. Ладно, нет, так нет, поплыли дальше. А погода ещё явно меняется (муссон). Пару дней после приезда было солнце, потом стало облачно, налетали короткие дожди, солнца стало значительно меньше. Приплыли на место для ночного дайва - Maaya Thila зовётся. Али сказал, что это лучшее место для ночного дайвинга на Мальдивах, остальные даже рядом не лежат. И это правда! Ночной дайв на Мальдивах, в отличие от египетского, проводится почти так же, как и обычный. Если в Египте просто с корабля на стоянке все заходят в воду и плавают вокруг, в надежде что-то найти, то здесь дони плывёт к дайв-сайту на закате, привязывается к нему верёвкой, ждём, пока солнце сядет. Потом, либо по верёвке, либо так, все ныряют, внизу почти всегда есть течение. Maaya Thila - место уникальное, таких дайвов у меня ещё не было! Обычно долго кого-то ищешь, может быть, найдёшь, а тут, не успели погрузиться, так буквально со всех сторон маленькие и средние акулы шастают, черепахи (как спящие, так и плавающие рядом с акулами), тунцы, мурены - только успевай головой крутить! Потом был ещё один ночной дайв, но он был обычным - скорпена, мурена, крылатка - стандартный набор. "Да, это не Maaya Thila" - теперь я все ночные буду сравнивать с этим местом :-) А ещё там было множество маленьких триггеров, они же trigger fish, они же спинороги, которые лежали на боку буквально в каждой пещерке, под каждым кораллом и смешно так дрожали, когда на них направляешь свет :-) Вообще, куда не занырни, днём там этих маленьких зелёных триггеров - стаи, такое впечатление, что они повсюду. Хотя, когда вырастают, остаётся их значительно меньше. Но оно и правильно, потому как вредная это рыба :-) Когда они вырастают, то начинают есть кораллы, соответственно, зубы у них - будь здоров, и когда они делают себе гнездо и потом его охраняют, то становятся очень нервными и кидаются на проплывающих мимо аквалангистов, что чревато потерей куска ласты, а иногда и чего-нибудь другого :-) А ещё там много других маленьких рыбок, которые берут с них пример - стоит схватиться за коралл какой-нибудь на дне и отвернуться, как чувствую, кто-то за перчатку щиплет :-) Поворачиваю голову - меленькая коричневая рыбка, что охраняет - не ясно, но упорно кидается на перчатку. Убрал руку - успокоилась :-) А потом настала очередь мант. В последний день этого сафари приплыли мы к Мале и гиды решили проверить ещё одну манта поинт (Lankan Manta Point), рядом, которая посещается мантами во время другого сезона. И тут нам повезло, манты были! Они приплыли втроём и крутились там, пока нам уже не пора было всплывать. Там под водой на глубине 20 метров эдакий коралловый блок специальный, над которым они плавают, а зрители (может доходить до 20-30-и человек с разных кораблей, ведь манты есть только тут, а сафарийных кораблей там много) располагаются вокруг и смотрят на это представление, только о воздухе забывать не надо :-) Над блоком нельзя находится, иначе манты уплывут, чувствительные они больно, чуть что - сразу уплывают :-) Первый и основной пункт программы тоже был выполнен. Только плохо, что на яхте не было найтрокса, из-за этого приходилось постоянно доходить до бездекомпрессионного предела. Ведь на мант хочется подольше посмотреть, воздуха вроде достаточно, а вот азота - перебор. А с найтроксом на этой глубине это время можно было бы продлить минут на 15 легко. После этого весь народ с яхты разъехался, а мне (т.к. мне, из-за "сюрприза" Эмиратов, нужно было после окончания этого сафари где то провести ещё четыре дня) предложили несколько вариантов на выбор: либо перебираться на курортный остров, либо жить четыре дня в Мале, либо остаться на яхте по очень хорошей цене и в лучшей каюте, т.к. у них как раз планировалось маленькое сафари и народу было всего 4 человека. Мале я отмёл сразу - что там делать 4 дня, ума не приложу, там даже купаться негде. Курортный остров - получается значительно дороже, и чем он лучше яхты - не ясно. Само собой, я выбрал яхту. В итоге, уже с новой группой (два американца и два итальянца) мы ещё пару раз ныряли с мантами на Lankan Manta Point, а у одного из островов на стоянке прямо рядом с яхтой долго плавали с маской и трубкой с другими мантами, которые там кормились, проплывая откуда-то куда-то. Теперь по поводу мифов. Миф первый - максимальная глубина погружения на Мальдивах, ни при каких обстоятельствах, не превышает 30 метров. Обычно - да, но, если надо, то будет столько, сколько нужно :-) Правило простое - хочешь увидеть акул - нужно нырять глубоко. Смотрю в свой логбук: Guraidho Corner - планируемая и осуществлённая глубина погружения - 41 метр, видели буквально стаю акул, больше нигде такого не было; Degaa Thila - 34 метра; несколько погружений по 31-32 метра. Миф второй - на Мальдивах никогда не доходят до бездекомпрессионных пределов. У меня за предыдущие погружения никогда не выскакивало сообщение DECO (превышение бездекомпрессионного предела и переход в режим декомпрессии) на компьютере, а тут, я видел это сообщение 3 раза и всё это было спланировано, т.е. не по неосторожности оно выскакивало. Пусть всего на несколько минут, но оно было. Оно и понятно, когда ныряешь на 40 метров, то времени там очень мало, хочется хоть пару лишних минут посмотреть на акул. Ну и на 20 метрах тоже, когда смотришь на мант, хочется подольше продлить... Миф третий - время погружения на Мальдивах никогда не превышает 45 минут. Тут, как с глубиной - обычно, да, но если нужно... Lankan Manta Point, смотрели на мант, 50 и 61 минута; Laguna Caves - 51 минута. Ну и, когда второе погружение глубже первого, это в порядке вещей. Т.е. всё просто - если смотреть особо ничего, то всё по расписанию: не глубже 30 метров, следующее погружение не глубже предыдущего, каждое погружение не дольше 45 минут. А вот, если есть, что посмотреть, то тут начинают действовать другие правила - смотрим это, забывая про те стандартные правила, а ориентируемся уже на разумные переделы по безопасности вообще. Хотя, конечно, может это нам просто с гидами повезло, и с другими гидами мы бы просто не ныряли в те места, не знаю. Но качество нырялки вообще на Мальдивах мне понравилось значительно больше, чем в Египте. Примечание: подводные фото не мои, сделаны Марком, Сергеем и Марко. |
|