WWW.SVALI.RU : Рассказы путешественников : Пакистан : Один день в Пакистане



Один день в Пакистане

Знаете, что было там самым прикольным? Вот само это чувство: когда ты просыпаешься, сознание постепенно просветляется, и тут до тебя доходит - ты не где-нибудь, а в Карачи.

Я чуть в голос не рассмеялся, честное слово. Ну, в самом деле - где ты, а где этот Пакистан? И на кой он вообще сдался? Вот где я действительно всегда очень хотел побывать - так это в Непале. И вот, когда пришла пора реализовывать эту мечту, выяснилось, что самый удобный путь туда ведет именно через Пакистан. А точнее через Дубай и вот эти самые Карачи.

Хотя, если по большому счету, то отправлять туристов по этому маршруту все же нельзя. То, что там время от времени кого-то взрывают, это еще полбеды. Если об этом задумываться, то лучше вообще не выходить из дома. Но дело в том, что для большинства туристов, которые не говорят ни на каких языках и ни на шаг не отходят от старшего по группе, этот маршрут является чересчур заковыристым.

"Вообще-то безвизовый транзит через Пакистан возможен, только если ты находишься там не больше суток, а у тебя получается 32 часа, - между делом сказали мне на прощанье в турфирме. - Но на регистрации в Дубае обычно закрывают на это глаза. Если что - найдешь там старшего, покажешь ему вот это наше письмо, и он поможет..."

Особых сложностей и правда не возникло, но подергаться немного пришлось - слишком короткой была стыковка. Все началось с того, что смуглая девушка на стойке решительно отодвинула мои документы в сторону. "Вы можете вылететь только завтра", - твердо сказала она и сразу демонстративно переключилась на следующего в очереди. Что ж, пришлось искать человека, похожего на босса, просить его сделать мне исключение.

Умилило, что, когда он подошел к той же девице и протянул ей мой билет, она осуществила все формальности, подчеркнуто не глядя в мою сторону. Как советская вахтерша, честное слово. Но тем не менее, а вот если бы я не говорил по-английски? Или если бы у этого босса был какой-нибудь намаз в это время? За те же деньги сидеть сутки в дубайском аэропорту с его никому не нужными коврами и пальмами?

Впрочем, я такие вещи близко к сердцу не принимаю - хоть есть, где себя проявить, и будет, что вспомнить. Тем более что уже через час я убедился, что мне выпало счастье воспользоваться услугами самой веселой авиакомпании в мире. А где, скажите на милость, стюардессы (это - множественное число от слова ²стюардесс⌡: женщины в форме тут отсутствуют как биологический вид) похлопывают пассажиров по плечу, подшучивают над ними и даже вступают с ними в товарно-денежные отношения? Мне, например, усатый паренек с заговорщическим видом предложил по самому выгодному курсу обменять бабки. А потом, уже в дьюти-фри Карачи, один продавец выскочил из-за прилавка и, обняв меня за плечи, страстно прошептал на ухо: "My friend, if you want I give you а good price!" На всякий случай повторяю: это было не на базаре и не в подворотне, а в самом что ни на есть настоящем дьюти-фри!

Если вы когда-нибудь отправитесь по этому же маршруту, то вам на начальном этапе достаточно знать о Пакистане ровно две вещи.

Первая - в этой стране ничего не делается быстро и в простоте. И вторая - там никому нельзя верить. Я их знал и поэтому почти нигде не обжегся. Транзитных пассажиров с нашего рейса оказалось двое - я и еще один парнишка из Сьерра-Леоне, тоже летевший в Непал через Дубай и Пакистан. Мы столько всего успели обсудить в аэропорту, пока нам оформляли документы, вы не представляете. Наконец, его увели, а минут через пятнадцать дошла очередь и до меня.

. Мы едем в "Мегран"? - на всякий случай уточнил я у сопровождающего название гостиницы, куда Пакистанские Авиалинии селят транзитных пассажиров.
. Нет, сэр, мы поселим вас в другую гостиницу, она еще лучше, - самым что ни на есть искренним голосом ответил служащий.
. Ни в коем случае - мы поедем только в "Мегран", - твердо сказал я и поставил сумку на пол.
. Конечно, конечно, но тогда вам придется подождать...

Мы двинулись в путь еще минут через двадцать. Зато потом, когда на регистрации рейса Карачи - Катманду мы встретились с Роджером, я дерзко выставил себе шестерку по пятибалльной шкале за поведение в этом эпизоде, потому что я жил в отличной гостинице прямо в центре города, а моего друга из Сьерра-Леоне запихнули в ночлежку, находившуюся прямо в аэропорту (без постельных принадлежностей, но зато с крысами).

И вот таких ситуаций всего за сутки, проведенные в Карачи, было несколько.

Впрочем, когда ты к этому готов и когда не собираешься заморачиваться по каждой ерунде, все это вспоминаешь потом только с улыбкой... Хотя не могу не сказать: каждый иностранец вызывает здесь какой-то особенно липкий интерес, и из-за этого временами действительно начинаешь чувствовать себя довольно неуютно. На каждом перекрестке - истерика, процесс продажи копеечного сувенира - драма. Все время такое ощущение, что стоит только зажечь спичку, и тут же начнется, по меньшей мере, гражданская война.

Впрочем, особо напрягаться-то тоже не стоило.

Скажем, в одном из парков я довольно-таки с большого расстояния сфоткал компанию, мирно отдыхающую на травке. Вроде бы довольно тактично все осуществил, однако оттуда тут же раздались голоса. Я уж было насторожился, но, оказалось, что люди просто предлагали глотнуть водички из термоса...

Сотрудник Пакистанских Авиалиний, который сопровождал меня в гостиницу, предложил организовать мне на следующий день большую экскурсию по Карачи. И пусть она оказалась в итоге несколько короче, чем было обещано, а на прощанье с меня попросили лишних пять евро, внакладе я не остался. При этом такая вот забавная деталь: машина ждала меня в двух кварталах от гостиницы, да и высадили меня потом тоже поодаль от отеля. Такая вот очередная пакистанская заморочка.

Первым делом мы поехали в мавзолей основателя Пакистана - Мохаммада Али Джинна. Строго, торжественно, но без излишеств. Страна получила независимость чуть больше полувека тому назад, и большого прогресса за это время не добилась, но Али Джинна люди почитают. Хотя было довольно раннее утро, местный народ вокруг тусовался, причем явно не для того, чтобы отловить какого-нибудь заблудшего иностранца, которых, к слову, я в Карачи вообще почти и не видел.

И это обстоятельство только порадовало. Город для внутреннего пользования всегда интересней того, где кучкуются туристы. Ведь не только же по достопримечательностям хочется судить о стране, правда?

Так что денек покататься по Карачи было интересно, хоть и жутковато: кроме парочки аристократических районов на побережье Индийского океана, все остальное, хоть и выглядело живописно, но вызывало только сочувствие к местным жителям.

Впрочем, несмотря на нищету и все прочее, у них есть главное - тяга к самовыражению. Я понимаю, что это не самое свежее наблюдение, но тем не менее не могу им не поделиться: чем более отсталая страна, тем ярче в ней краски и громче музыка. Если где-нибудь в Вене или Париже хочется фоткать любую улочку, то здесь возникает потребность выпустить птичку при приближении каждого автобуса или тук-тука. А пуркуа бы, как говорится, и не па, если это просто шедевры уличной живописи!

Что же до мест, рекомендованных к посещению туристами, то их в Карачи совсем мало. Здесь построена самая большая в стране мечеть - Тюба. У ее 70-метрового купола очень необычный наклон. Говорят, что она вообще такая единственная в мире. Акустика здесь такова, что, когда под ее почти плоскую крышу собирается многотысячная толпа, священнику даже не нужен микрофон.

Мы пришли в Тюбу во внеурочное время: дверь была полуоткрыта, а внутри находилось только несколько человек, ответственных за проведение в этом учреждении культа ремонтных работ. Эх, вы бы видели, как относились эти труженики к своим должностным обязанностям! Боюсь, если они продолжат работать в том же ключе, то будут осваивать бюджет то ли до второго пришествия, то ли до конца света - смотря что наступит позже.

Вот и на входе в музей Пакистанских Военно-воздушных сил солдатик тоже дремал, как и подобает часовым всех армий мира. В этом музее с гордостью рассказывают, как доблестно сражались здешние летчики с нездешними во время вскользь упомянутого Владимиром Высоцким индо-пакистанского инцидента. Совершенно не удивлюсь, если по ту сторону границы есть примерно такой же музей, где о тех же событиях рассказывают несколько иные вещи. Но полюбоваться на старые самолеты было интересно.

А в том, что на многочисленных урнах музея красовалась реклама всемирно известной мутной газировки, я увидел легкий намек на то, что у всех инцидентов, столкновений и конфликтов, время от время случающихся в мире, чаще всего оказывается один и тот же победитель. Что бы там ни говорили экскурсоводы.

Ну а главная достопримечательность Карачи, городское достояние и даже луч света - это, безусловно, океанская набережная.

На самом деле их здесь две. Одна - спокойная и респектабельная, с мягким песочком, верблюдами и лошадьми напрокат, скульптурами и дорожками вдоль парапета. Сюда, конечно, тоже забредают отдельные сомнительные личности, но это место явно создано не для них.

А вот другая - как раз для них. Честно говоря, я так и не понял и не смог вызнать, что же за субстанция там под ногами, но пакистанцы месили ее с удовольствием. Что-то серое, липкое и не очень-то легко отмывающееся. Может, и песок, конечно, но какой-то ненастоящий. А скорее, просто немножко нефтяной.

Я немножко жалею, что не вернулся сюда к закату, потому что в жизни ничего не видел красивее, чем закат над Индийским океаном. Но к вечеру того дня все мысли были уже о следующей, главной части моего путешествия. И еще почему-то немного напрягало отсутствие паспорта: их в Пакистане транзитные пассажиры должны оставлять в аэропорту. Короче говоря, вечер был потрачен на интернет и просмотр программ местного телевидения: крикет, хоккей на траве и что-то занудно-политическое. К счастью, машина в аэропорт пришла вовремя и веселый самолет вскоре уже летел над Гималаями.

Впрочем, это, как говорится, уже совершенно другая история...