WWW.SVALI.RU : Рассказы путешественников : Австрия : Хотим вернуться в Вену



Хотим вернуться в Вену

В июньские выходные мы побывали в Вене. Решили поделиться своими впечатлениями. Возможно, кому-то они пригодятся.

Главным пунктом нашего визита не случайно значилось посещение знаменитой Венской оперы, ведь этот город неизменно вызывает ассоциации с классической музыкой, оперой и вальсами Иоганна Штраусса. Конечно, в Вене послушать классическую музыку так же легко, как найти место, где можно попробовать настоящий штрудель с венским кофе или шницель с кружечкой местного вина ²Грюнер⌡, но самые знаменитые и важные музыкальные события происходят в Венской Государственной опере.

Репертуар театра разнообразный: в сезон может идти до 60 спектаклей. Постановка опер самая что ни на есть классическая: никакого авангарда в стиле ²Золотого петушка⌡, премьера которого прошла на днях в Большом театре, вы там не увидите. Мы побывали на опере Вагнера "Валькирия", второй части тетралогии "Кольцо нибелунга". Над всем "Кольцом нибелунга" Вагнер работал больше 30 лет, а общая продолжительность тетралогии составляет свыше 15 часов. "Валькирия" же длилась ²всего⌡ 4 часа 45 минут с двумя антрактами, но затянутым представление совсем не показалось.

Даже если вы в опере до сих пор не были, с "Валькирией" вы все-таки уже знакомы: "Полет валькирий" - один из самых известных музыкальный фрагментов. Он звучит, например, в фильме Копполы "Апокалипсис сегодня". Оперу поставил тандем немецкого режиссера, а в прошлом драматического актера Свена-Эрика Бехтольфа (Sven-Eric Bechtolf) и дирижера Венской оперы Франца Вельзер-Мёста (Franz Welser-Möst). Главную женскую роль неизменно исполняет датчанка Ева Йоханссон(Eva Johansson), голос которой дружно ругает половина музыкальных критиков и так же дружно хвалит вторая половина. Но больше всех аплодисментов досталось не ей, а поляку Томашу Конечны (Tomasz Konieczny), который пел партию Вотана.

Маленький секрет для тех, кто по какой-то причине не смог попасть на спектакль: просто сходите на примыкающую к улице Рингштрассе и зданию Оперы площадь Герберта фон Караяна. В апреле, мае, июне и сентябре все спектакли оперы транслируются в прямом эфире на гигантский плазменный экран, расположенный на одной из стен здания оперы. Смотреть и слушать оперные шедевры, сидя на расположенных здесь скамейках и стульях, можно абсолютно бесплатно. В новом сезоне, который начнется в сентябре 2011 года, будут давать такие шедевры Моцарта, как "Дон Жуан" (это был самый первый спектакль, сыгранный в Венской опере после ее открытия в 1869 году) и "Волшебная флейта", а еще оперы Верди "Травиата" и "Набукко". Российским патриотам тоже есть чем гордиться: в афише заявлены "Евгений Онегин" Чайковского, а одной из премьер этого года стала опера чешского композитора Леоша Яначека "Катя Кабанова", либретто которой написано по мотивам пьесы Островского "Гроза".

В столице Австрии вы можете не только послушать шедевры великих композиторов, но и побывать в месте, где они нашли свой последний приют.

Говорят, что в Вене и умирать не страшно. Сложно согласиться с этим спорным выводом, но более умиротворенного места, чем венские кладбища, действительно, не найти. На центральном кладбище Вены, куда легко добраться на любом общественном транспорте, на отдельном почетном участке похоронены Бетховен, отец и сын Штраусы, Шуберт, Брамс и другие великие. Могилы и памятники на них довольно скромные, но если вам посчастливиться попасть на импровизированный концерт классической музыки, которые часто проводятся почитателями таланта композиторов прямо на кладбище, поверить в бессмертие музыкальных гениев будет проще простого. Памятник Моцарту гордо возвышается среди других надгробий, и кажется, что именно ему венцы отдали предпочтение перед остальными, но это впечатление обманчиво: на самом деле Моцарт был похоронен в общей могиле, вместе с бродягами и нищими на другом венском кладбище (кладбище Святого Марка), и лишь столетие спустя ему был установлен памятник в ²музыкальном уголке⌡ центрального кладбища.

Если пойти подальше по следам того же Моцарта, можно зайти в музей, разместившийся в единственной из сохранившихся в Вене квартир Моцарта (Domgasse, 5). В двух шагах от музея расположен главный венский собор святого Стефана, где Моцарт венчался с Констанцей Вебер, крестил детей, а в конце жизни даже получил должность капельмейстера. Сам собор отличается не только богатым внутренним убранством и оригинальной цветной черепицей, из которой на крыше выложены изображения национального герба и герба города Вены, но и душевной атмосферой, которую, как нам показалось, лучше всего можно прочувствовать поздним вечером (собор открыт до 23 часов).

Конечно, Моцарт побывал и в летней резиденции австрийской королевской династии - Шёнбрунн. Первый раз он еще мальчиком выступал для императрицы Марии Терезии, а позднее там же происходил известный ²музыкальный поединок⌡ между Моцартом и Антонио Сальери в присутствии императора Иосифа II, присудившего победу Сальери.

Во дворце и дворцовом парке обстановка поистине имперская.

Богатые интерьеры дворца, целая череда сервизов из венского фарфора, расписные потолки, парадные портреты - от этой пестроты начинает рябить в глазах. Впечатляет приемный кабинет последнего австрийского императора Франца Иосифа и особенно простая железная кровать, на которой император скончался в 1916 году в возрасте 86 лет. Его супруга и любимица венцев - баварская принцесса Елизавета, больше известная как Сисси, усиленно следила за своей внешностью: в своих покоях она не только делала маски и притирания, но и занималась гимнастикой, а вот плотных обедов в королевской столовой предпочитала избегать. Может, поэтому-то совместная жизнь Сисси и Франца Иосифа оказалась не слишком благополучной. Когда мы вышли из дворца, было очень приятно погулять по парку, посидеть на скамейках, слушая птиц и журчание фонтанов, в которых плавают кувшинки, и посетить маленький зоопарк.

Если время еще есть, а погода подвела, стоит сходить в музей истории искусств, расположенный в самом центре Вены, напротив своего собрата и архитектурного близнеца - музея естествознания.

В богатых интерьерах музея можно посмотреть картины Брейгеля, Босха, Вермеера, Рафаэля и многих других. Кроме него в городе еще как минимум две интересных галереи - Альбертина и Академия изобразительных искусств, где и сейчас проходят занятия по живописи и экспонируется знаменитый триптих Босха "Страшный суд".

Поездка в Вену, конечно же, не была лишена и гастрономических изысков.

Как не воспользоваться шансом попробовать знаменитые венские блюда? Оказалось, что правильный шницель по-венски занимает целую тарелку и готовится исключительно из телятины. Кофе, торты и пирожные в венских кафе оказались выше всяких похвал. Но больше всего нам понравилось в небольшом ресторанчике на рынке Naschmarkt: там можно совместить приятное с полезным - поесть деликатесов и купить вкусных и вполне транспортабельных подарков близким. За обед на двоих (шницель, домашний картофельный салат, суп-пюре из брокколи, а также пара бокалов пива) мы заплатили около 40 евро.

Кстати, вся наша поездка в Вену обошлась совсем не так дорого, как мы первоначально ожидали.

Заранее забронированный двухместный номер в скромном, но уютном пансионе в самом центре (в 7 минутах ходьбы от собора святого Стефана) обошелся примерно в 80 евро. Билеты на двоих туда и обратно, опять же заблаговременно выкупленные, стоили 16 тысяч рублей. Но, конечно, все зависит от того, к какому уровню комфорта вы привыкли. Выходные в Париже лично нам обошлись в полтора раза дороже, хотя Берлин, например, опустошил наши кошельки гораздо меньше, чем столица Австрии.

Как бы то ни было, уезжать из Вены после нескольких дней, проведенных там, нам не хотелось. Мы решили обязательно приехать сюда еще на недельку, чтобы побродить по знаменитому Венскому лесу, посетить еще одну королевскую резиденцию - дворец Хофбург, как следует изучить Музейный квартал, и, наконец, просто насладиться атмосферой этого европейского города.