WWW.SVALI.RU : Рассказы путешественников : Франция : Париж. Опыт "неорганизованной" турпоездки



Париж. Опыт "неорганизованной" турпоездки

Эти заметки предназначены для тех, кто собирается самостоятельно съездить в Париж.

1. Эти заметки предназначены для тех, кто собирается самостоятельно съездить в Париж, осмотреть город и его достопримечательности.

2. Цель заметок - поделиться практической информацией, а не описывать музеи, дворцы, монументы или излагать историю. Об этом можно прочитать в путеводителях, учебниках и в произведениях великих писателей.

3. Причиной побудившей меня "взяться за перо" стало то, что в процессе подготовки к поездке я, просмотрев несколько путеводителей, отзывов и рекомендаций в Интернете, по крупицам собирал конкретную информацию так и не найдя всего необходимого. Большинство отчетов о поездке сводится к восклицанию "О, Париж! О, как красиво!".
Я оставлю эмоции в стороне, и буду описывать только то, что может представить интерес для потенциального туриста с организационной точки зрения. Из удачных отчетов можно отметить очерк Маслова на lib.ru. Там много полезных сведений.

4. Для того чтобы сориентировать читателя скажу, что ездил я вдвоем с женой, нам за 50, средней физической подготовки, французским языком не владеем, английский - на элементарном уровне, материальное положение - далеко не миллионеры.

5. Все нижеизложенное основано на личном опыте, и будет особо оговорен каждый случай, если информация была получена из третьих рук и нуждается в проверке.

6. Работа состоит из двух частей и приложения: в первой - изложена информация и рекомендации, сгруппированные по различным темам. Во второй - описания маршрутов по дням с упоминанием полезных "мелочей". В приложении - таблица всех посещенных нами музеев, монументов и т.п. с указанием часов их работы, выходных дней, как доехать и др.; Список полезных адресов в Интернете.

1. Подготовка.
Итак, мы решили поехать в Париж. Есть две основные возможности: организованный групповой тур и самостоятельная поездка. Взвесив все за и против мы остановились на последнем варианте. С нашей точки зрения преимущества тура: подвозка из/в аэропорт и экскурсии с гидом не перевешивают его (тура) недостатков. Жесткий график, зависимость от интересов других членов группы, подобравшихся случайным образом, невозможность скорректировать на месте в ту или другую сторону время осмотра объекта в зависимости от интереса, который он вызвал и т.п.

В то же время самостоятельная поездка требует значительного времени на подготовку. Расчет показал, что с экономической точки зрения большой разницы между обоими вариантами нет. Мы начали подготовку с самого простого - заказали билеты на самолет в турагенство. В то же время предлагаемые агентом гостиницы были либо слишком дорогими, либо расположенными далеко от центра города. Поэтому я заказал гостиницу через Интернет (этот и другие Интернет адреса см. в Приложении), при этом с меня не потребовали ни задатка, ни номер кредитной карты.

Забегая вперед, скажу что небольшой "прокол" все же произошел: когда мы добрались до гостиницы, оказалось что оговоренная в заказе цена не включает завтрак, хотя сайт гостиницы обещал за эту цену и завтрак. Поэтому советую при переписке с гостиницей запросить подтверждение заказа включающего все условия: даты, количество ночей, количество заезжающих лиц, тип комнаты (одно-двухместня), завтрак, цену за ночь, налоги и общую сумму заказа. Это письмо нужно распечатать на принтере и взять с собой. Я запросил и получил все перечисленное кроме завтрака и поплатился.

Больше всего времени занял сбор информации и разработка маршрутов. В ру. нете почти ничего не нашел. Многое пришлось смотреть по англ. яз. сайтам и французским, имеющим англ. версию. Начал я с того, что достал 2 путеводителя: "Париж" из серии Полиглот 1996г. и "Париж" Дорлинг Киндерсли (ДК)2000г.

Полиглот, несмотря на компактность (195*120мм, 98стр.) содержит много полезного: 10 пешеходных маршрутов с картами и описаниями; исторический и культурный обзор; небольшой перечень гостиниц, ресторанов, развлечений, музеев; мини разговорник. "ДК" - (220 *130мм, 434 стр.) значительно более подробный, много иллюстраций, однако карты неудачные - по ним трудно ориентироваться на местности, да и тяжеловат.

Составление маршрутов. На отдельных листах мы выписали из путеводителей и из Интернета маршруты и объекты. Каждый лист стал подробной шпаргалкой экскурсии рассчитанной на пол дня (некоторые на день). В листе было: как проехать в нужный район, часы работы и вых. дни музеев, номер страниц путеводителей и т.п.

Расчет был таким, чтобы на месте, в зависимости от погоды, собственного состояния и др. факторов комбинировать маршруты. Каждый вечер в гостинице мы решали, куда пойдем завтра и вынимали из папки нужные листы. Эта гибкая система позволила посмотреть все намеченное, не переутомляясь. Кроме гостиницы я заказал через Интернет еще и обзорную комбинированную (автобус + катер) экскурсию в агентстве PARIS VISION на ул. Риволи, 214, предварительно выяснив, что есть русский аудиогид. Почти на всех тур. объектах Парижа есть аудиогиды. За дополнительную плату тебе выдают трубку, по которой можно прослушать подробные комментарии на разных языках, однако русский есть далеко не везде.

2. Общественный транспорт
Общественный транспорт - это метро; пригородные электрички (RER), через центр города проходят под землей; автобусы; такси; электрички. Мне довелось воспользоваться всеми, кроме автобуса. Метро - одно из самых старых в Европе. Линии мелкого и среднего залегания. Эскалаторов почти нет. Сеть линий густая. Станции близко одна от другой (ок. 500м).

На многих станциях можно пересесть на другую линию, иногда сходятся 3-4 линии. Ориентироваться в метро несложно. Во-первых, нужно найти на схеме (висит на каждой станции и бесплатно выдается в кассах) станцию, где вы находитесь и до которой хотите доехать, затем проследить по линиям кратчайший путь, между ними учитывая пересадки (кружок или овал в точке пересечения линий).

Каждая линия имеет свой номер и цвет. Нужно запомнить номера линий, станций пересадок и направления, определяемые названиями конечных станций. Дело в том, что в Парижском метро платформы расположены с двух сторон от путей, а не между путями как, например, в Москве, поэтому нужно попасть не только на нужную линию, но и на нужную платформу, иначе придется по лестницам и коридорам переходить на другую сторону.

Практически, при поездке с несколькими пересадками, мы запоминали сначала только номер линии, направление и станцию 1-ой пересадки, затем справлялись по схеме о 2-ой и т.д.

При выборе маршрута иногда стоит остановиться на более длинном (проехать несколько лишних перегонов), но пересаживаться на станциях обозначенных кружком, где переходы короткие. Овалы - узловые станции с бесконечными коридорами.

Необходимо понимать надписи: SORTIE -выход , CORRESPONDANCE-пересадка. Для входа в метро нужно приобрести билет (типы и цены - см. ниже). Билет - картонный прямоугольник с магнитной полоской с одной стороны. Билет вставляется в щель на передней панели стойки турникета, исчезает "затягивается" во внутрь и тут же выскакивает сверху. Нужно взять его и пройти через турникет. Выход со станции свободный - без использования билета, но сохранять его нужно до конца поездки, говорят, что бывает контроль. Я не видел контролера ни разу за все 9 дней.

Итак, вы вошли на станцию и определили свой маршрут. Посмотрев на стены, вы легко найдете таблички с номерами линий и названиями конечных станций. Выбрав нужную - проходите в сторону указанную стрелкой и доходите до платформы. Днем поезда ходят с интервалом 1,5-3мин., вечером- 4-6мин.

ВНИМАНИЕ! Двери вагонов сами не открываются. Их открывают пассажиры после остановки поезда нажатием кнопки или поднятием рычажка на двери как снаружи так и изнутри вагона (в 1-й раз мы проехали свою станцию т.к. там никто не входил и не выходил, а мы не знали о кнопке).

В поезде названий станций не объявляют и о закрытии дверей не предупреждают (за несколько секунд раздается гудок). В вагоне над каждой дверью наклеена схема данной линии со всеми станциями и пересадками, а на стенах станций крупными буквами написаны их названия.

Билеты можно купить в автоматах и в кассах на станциях метро. Я покупал только в кассах - с человеком всегда легче объясниться! Основной разовый билет -1,40евро (далее все приведенные цены в евро). Он действителен на одну поездку вне зависимости от количества пересадок или продолжительности (годен и на RER в центре). Можно купить 10 билетов - карнэ за 10,70.

Кроме того есть проездные без ограничения числа поездок: на 1 день (5,50), на 1 неделю (15,70) и 1 м-ц - Недельный билет действует не любые 7 дн., а только с понедельника по воскресенье и продается только в начале недели (до вторника или среды). Мы приобрели по такому билету 19 сентября, в понедельник - день приезда.

Этот билет называется CARTE ORANGE и состоит из двух частей: оранжевой карточки, на которую нужно наклеить свое фото прибл. 2*3см. Клей не нужен - самоклейка, ножницы для обрезки слишком большого фото - у кассира. Вписать имя и 2-ой части - собственно билета, аналогичного разовому. Карточка и билет вложены в "книжечку" из плотного пластика.

Несколько мелких замечаний. В вагонах метро, кроме обычных сидений есть откидные, расположенные у дверей так, что сидящие частично загораживают выход. На них сидят, когда в вагоне свободно. Если в вагон на большой станции входит много людей, сидящие на откидных встают.

На многих станциях можно бесплатно получить схему метро, на обратной стороне которой подробная карта района, прилегающего к данной станции (прибл. 800*600м, масштаб: в 1см 40м). В центре схемы красная точка и надпись VOUS ETES ICI - вы находитесь здесь. RER- электричка. RER проходит через центр по туннелям и имеет станции соединенные с метро переходами. Линии RER пронумерованы буквами А, В, С.

Расстояние между станциями значительно больше чем в метро. Правила пользования RER почти те же, что и в метро, но есть отличия: выход со станции через турникет по билету, цена билета зависит от расстояния(зоны). Всего есть 8 зон. В зоне 1-2(центр города) в пределах которой расположена и почти вся сеть метро, действителен билет метро и проездной. Поэтому, составляя маршрут поездки по городу, можно и нужно учитывать линии и метро и RER.

Для загородных поездок нужно купить билет в кассе RER до конкретной станции, выйти на платформу нужного направления (по тому же правилу что и в метро) и сесть в нужный поезд. Дело в том, что линии за городом разветвляются - обозначаются А1, А2 и т.д. и, если станция назначения находится после развилки, можно не туда приехать. Поэтому в кассе нужно узнать время отправления электрички.

Отходят от вокзалов и идут на большие расстояния, чем RER. Я пользовался электричкой 1 раз - при поездке в Фонтенбло. Порядок оплаты проезда на электричке отличается от метро и RER. Нужно купить билет, а затем, перед посадкой, самому закомпостировать его на компостере, установленном при входе на платформу.

Вход на платформу свободный - турникета нет. Мы не знали этого, не заметили компостер и проехали "зайцем" имея билеты. Хорошо, что не было контролера (подробнее см. ч.2, день 5-ый). Такси Пользовался 1 раз - из гостиницы в аэропорт (см. ч. 2, день 9-ый).

3. Музейная карточка.
Для входа в большинство музеев можно приобрести абонимент-музейную карточку (CARTE MUSEES-MONUMENTS), которая дает возможность свободного, без ограничения количества, входа во многие музеи и объекты (всего 60).

Кроме того в прилагаемой инструкции обещают вход в музеи без очереди. Есть карточки на 2, 3 или 5 дней. Мы приобрели на 5. Такая карточка стоит 54 на человека, но если учесть, что вход в музей от 5 до 8 , то это не так дорого. По моим подсчетам карточка окупилась.

Что касается обязательства "без очереди", то это скорее декларация. В большинстве музеев, перед тем как попасть в помещение, посетителя на входе тщательно проверяет служба безопасности. И зачастую, очередь на контроль, значительно больше, чем в кассу (исключение - музей Орсэ, см. ч.2, день).

Карточка - это картонный прямоугольник 8,5*5,5см. на котором напечатана большая цифра, соответствующая количеству дней действия карточки и пустые клеточки, в которые нужно вписать дату первого посещения музея - именно с нее начинается отсчет дней, вписать нужно и свое имя. В дальнейшем контролер музея проверяет только эту дату. К карточке прилагается список всех объектов, где она действует с адресами, часами работы и информацией о том, как доехать до каждого.

4. Деньги
Во Франции используют евро. Банкноты -5;10;20;50;100евро (кажется, есть и большие номиналы, но я не видел). Монеты-1,5,10,20,50 евроценты и 1;2 евро. В магазинах, ресторанах принимают международные кредитные карты. В городе много банкоматов, где можно получить деньги.

Я несколько раз воспользовался этой услугой т. к. мне не советовали иметь при себе много наличных. После ввода секретного кода, банкомат предлагает выбрать язык общения - русского нет, я выбирал английский.

Максимальная сумма, которую я снимал за 1 раз - 200. Возможно можно и больше, но экран предлагает несколько готовых сумм на выбор до 200, а другие нужно набирать самому. Не до конца понимая объяснения на английском, я не рискнул.

5. Экипировка
Мы взяли с собой как летние, так и теплые вещи т.к. осенью не знаешь чего ждать от погоды. Все поместилось в один большой чемодан на колесиках, но он получился очень тяжелый, и, учитывая отсутствие эскалаторов в метро, добраться до гостиницы оказалось нелегко. Поэтому на обратном пути - чемодан еще потяжелел за счет подарков - пришлось брать такси. Рекомендую 2 средних чемодана.

Для походов по городу у нас были 2 небольших рюкзачка для путеводителей, карт, зонтиков, бутылок с водой и др. мелочей. Кстати о воде. Дни были довольно жаркие до 22 град., солнце. Бутылочная вода в киосках дорогая - 2 за 0,75л. Для сравнения в магазине-0,90 за 1,5л. Мы брали с собой по бутылке воды, а если не хватало, пополняли из кранов в скверах.

Я так и не понял почему, но в скверах установлены обычные краны на небольшой высоте (60-70см.), а не фонтанчики, для питья, бьющие вверх, поэтому напиться, не имея стакана или бутылки трудно.

Начитавшись о неблагоприятной криминальной ситуации в Париже, я приобрел плоскую матерчатую сумочку, застегивающуюся на поясе, надеваемую под одежду, где держал паспорта. Справедливости ради скажу, что за все время ни разу не заметил чего-либо подозрительного. Единственным косвенным подтверждением того, что не все благополучно были военизированные патрули на джипах, целый день разъезжающие по городу.

6. Еда
Полный французский обед состоит из 4-х блюд и вина.
1-ое - закуска (энтрэ); 2-ое - главное блюдо (плат); 3-е - сыр (формаж); 4-ое-десерт. У входа в ресторан обычно выставлена доска с ценами.

Слово "меню" по-французски означает нечто вроде комплексного обеда, а то, что мы называем меню по-французски - а ля карт, т.е. блюда на выбор и обычно они более дорогие. Поэтому, когда на доске написано "menu-18" это означает, что здесь за 18 евро можно получить некоторый набор блюд. Обычно ниже написано, что включено: закуска и гл. блюдо или гл. блюдо и десерт и т.п.

Выставленная цена - это, как правило, цена самого дешевого набора блюд. Меню везде естественно на французском, кое-где дублировано на английском, на русском не встречал.

Перекусить можно в буфетах и кондитерских: багеты с начинкой, булочки и пр. (2,50-3,50) Желательно не есть в ресторанах расположенных близко к тур. объектам - там дорого и невкусно. Практически сделать это трудно т.к. на поиски подходящего ресторана не хватало ни времени, ни сил.

7. Спрашивайте
Одним из серьезных аргументов против варианта самостоятельной поездки было незнание языка страны и разговоры о нелюбезности французов по отношению к иностранцам. Однако вопреки сложившемуся стереотипу мы увидели совершенно обратное.

Во всех 100% случаев, когда мы обращались к прохожим с вопросом как пройти, проехать куда-либо, а спрашивали мы по несколько раз в день каждый день, мы встречали приветливое, доброжелательное отношение, желание понять и помочь. Дело доходило до того, что некоторые парижане провожали нас до нужного угла, поворота и т.п., хотя им было вовсе не по пути.

Единственное, что нужно - это сказать: бон жюр /бон суар мадам/месье. Эскюзэ муа... (добрый день/вечер мадам/месье. Извините меня...) и затем задать вопрос используя названия объектов, жесты, отдельные англ.слова, карту, иллюстрацию в путеводителе. Можете быть уверенны, что получите ответ и найдете то, что ищете. Кроме того полезно знать по-французски еще 3 слова: ту друа - прямо, а друат - направо, а гош - налево.

В русском языке много слов французского происхождения, помогающих понять объяснения или задать вопрос. Например: этаж, пассаж (проход под домом), сквер, бульвар, аллея, билет, фуникулер, вагон, перрон, балкон, салат, бульон, омлет, пюре, суп и т.п.

Еще А.С.Пушкин, в ответ на замечания критиков о том, что он использует в стихах много французских слов, писал в "Евгении Онегине" (ч.1,гл.26),что он бы рад обходиться русскими "Но панталоны, фрак, жилет /Всех этих слов на русском нет".