WWW.SVALI.RU : Рассказы путешественников : Дания : Дания в алфавите, или букварь узбекского туриста (часть I)



Дания в алфавите, или букварь узбекского туриста (часть I)

Записки путешественника (Ташкент-Москва-Копенгаген)

Шесть дней - это и мало, и много, чтобы понять страну, официально именуемую Королевство Дания. Говорят, первое впечатление обманчивое. Но также говорят, что оно самое верное. Мне не пришлось путешествовать по всей Denmark, однако только по ее столице - Копенгагену можно судить, какой это мир. Если перефразировать слова героини из кинофильма "Бриллиантовая рука", то Копенгаген - город контрастов. Я не стану описывать все, что пережил, а только изложу увиденное в алфавитном порядке. Это и будет для некоторых букварем, по которому можно узнать кое-что о Дании. С другой стороны, это станет моей благодарностью тем людям, которые позволили узнать их страну.

Географическая справка: Дания - государство на северо-западе Европы, занимает большую часть острова Ютландия и группу близлежащих островов (Зеландия, Фюн, Лоллан, Фальстер и др.), а также остров Бронхольм в Балтийском море. Территория - 43 тыс. кв. км. Дании принадлежат Фарерские острова и крупнейший в мире остров Гренландия, пользующиеся внутренней автономией. Столица - Копенгаген (с пригородами Фредериксберг и Гентофе - более 1,3 млн. человек). Административно-территориальное деление - 14 атмов; города Копенгаген и Фредериксберг выделены в самостоятельные адм. Единицы. Население - 5,2 млн. человек, из них 98% - датчане. Официальный язык - датский. Господствующая религия - лютеранство (1% верующих). Денежная единица - датская крона = 100 эре.

Дания - высокоразвитая индустриально-аграрная страна, вышедшая на передовые рубежи по характеристикам целого ряда уникальных специализированных производств, обладающая высокопродуктивным механизированным сельским хозяйством. В экономике главную роль играет частный капитал. На госсектор приходится около 30% ВНП. Ведущие отрасли - машиностроение, пищевая, химическая, текстильная: на их долю приходится 80% валовой стоимости промышленной продукции, свыше 40% общего объема продукции экспортируется. В Дании зарегистрировано 7,3 тыс. компаний, из которых основная масса это малые и средние предприятия, а также 78,8 тыс. фермерских хозяйств.

АЭРОПОРТ. Говорят, театр начинается с вешалки, а страна - с аэропорта. Действительно, в Копенгаген можно попасть не только по морю и суше, но и через "воздушные ворота". Сойдя с борта "Боинга-737" российской авиакомпании "Аэрофлот" через выдвижной терминал прямо в здание копенгагенского аэропорта, я был поражен чистотой, аккуратностью и ухожестью, царивших здесь. Приветливые лица сотрудников так и светились, словно встречали дорогих родственников. Это разительно контрастировало с тем, что я видел в грязном московском аэропорту "Домодедово", где злые и грубые работники смотрели на тебя, как на человека со статусом "нежелательного лица".

Копенгагенский аэропорт - это город в городе. Мне трудно судить, сколько сотен тысяч квадратных метров он занимает, но обилие ресторанов, кафе, магазинов - так называемых duty-free, - расположенных внутри, вызывает искреннее изумление и восхищение. О больших размерах аэропорта говорит и то, что многие сотрудники "катаются" по нему в электрокарах или на самокатах. Здесь тебе не дадут скучать. Можно посмотреть кинофильмы, пока ожидаешь свой рейс, можно зайти в книжный магазин и просмотреть всю литературу, что стоит на высоких полках, а можно поиграть и в зале электронных автоматов. Что предлагают аэропортские магазины - это тема отдельного разговора, поскольку чтобы все это рассказать, не хватит времени. Но для удобства пассажиров создано все, даже обычные тележки, если вы не хотите носить багаж на руках.

Формальности в аэропорту сведены к минимуму. Быстро на английском языке заполняешь карточку (ее нельзя назвать таможенной декларацией, поскольку в ней не сообщаешь ни о каких ценностях, ввозимых в страну), а только свое ФИО, гражданство, место и год рождения, и место предполагаемого жительство в Дании. Затем пограничник бегло просматривает паспорт, ставит отметку и с пожеланиями хорошо провести время в Королевстве, пропускает в зал получения багажа. На все уходит секунд двадцать.

Единственная неприятность, которая все же меня ожидала в аэропорту, так это таможенный досмотр. Ничем не примечательная девушка, одетая не в военную форму, а обычные черные потертые брюки и старый свитер, потребовала поставить сумку на стол, где красовалась надпись "Costume". Затем бесцеремонно открыла его и стала доставать вещи, мешая все подряд. Я просто онемел от неожиданности, а затем, набравшись храбрости, по-английски поинтересовался: разве у нее нет рентгеновских аппаратов, чтобы посмотреть все это через экран. Ведь девица измяла мой костюм и рубашки, и, кроме того, мне затем пришлось минут пять наводить порядок в сумке.

Сотрудница только сверкнула глазами, и что-то буркнула на непонятном мне языке. Так я впервые услышал датскую речь. Оказывается, в страну запрещено ввозить крепкие алкогольные напитки и поэтому таможенница проводила обыск на обнаружение этого "страшного оружия". Я почему-то с теплотой вспомнил узбекских таможенников, которые вполне корректно и тактично работали с иностранцами и собственными гражданами.

Кстати, особый досмотр производится и тогда, когда входишь в аэропорт. Если вещи рассматривают через аппараты, то тебя самого осматривают с помощью электронного жезла. Едва прибор запищит, необходимо извлечь на свет предмет из кармана и продемонстрировать офицеру. Калькулятор, фотоаппарат "мыльница", металлическая ручка затем исследовались также через рентгеновские устройства.

Впрочем, эти меры были продиктованы необходимостью пресечения контрабанды и поэтому особого протеста во мне не вызвали. Более того, едва я вышел из аэропорта, то все происшедшее на таможне мигом вылетело из головы.

БАРЫ. Этих заведений в Копенгагене больше, чем каких-любых других заведений, например, магазинов. Нужно отметить, что это не кричащий суперматериалами помещение. Чаще всего под бары переделывают обычные подвальчики. И никого не смущают трубы, вентили, более того, это как-то вписывается в интерьер заведения. Конечно, ремонт здесь проводился, но в целом мастера стремились сохранить старинный колорит. Поэтому на стенах висели картины и бра, создающие особую атмосферу, на потолке из бревен мерцали старинные плафоны, а деревянные столы и стулья приобщали посетителей к путешествию в древность.

В барах всегда предлагают пиво "Туборг" - национальную гордость датчан (правда, есть чем гордится!), а также другие напитки, например, вино, которое также на особом счету у граждан Дании. Кстати, крепкие напитки здесь не принято употреблять. Практически я не видел в магазинах ликеров, коньяков и водок (за исключением в зоне беспошлинной торговли - аэропортские duty-free). Что касается блюд, то выбор довольно-таки широк. Правда, иногда заказ приходится ждать минут пятнадцать, поскольку его готовят сразу же с учетом пожеланий гостя. А за это время можно спокойно поговорить с коллегой или товарищем, с которым заглянул в бар.

Впрочем, есть и другие заведения общественного питания, которые не встроены в здания. Например, маленькие ресторанчики. Они строятся между старинными домами и представляют собой удивительно красивую конструкцию из металла, пластмассы и стекла. И уюту в них не меньше, чем в подвальных барах. Нужно заметить, что они так вписываются в общий интерьер улицы, словно уже с прошлых веков градостроители планировали их появление.

Внутри таких ресторанов практически все предметы из дерева или металла, причем обработанного "под древность". Обязательный атрибут - цветы и свечи на столах. Свечи горят даже днем, но почему-то от этого становиться более теплей на душе. Обязательно также "выставка" сигар и сигарет, а также бочек с пивом и вином. У входа в ресторан часто висят морские колокола - дань традиции - все-таки датчане моряки.

Что касается меню в таких "точках общепита", то оно обычно включает больше блюд, чем в барах. Здесь же можно заказать еду, а салат выбрать самостоятельно, подойдя к специальному столику. Честно говоря, у меня глаза полезли на лоб при виде неизвестных мне деликатесов, приготовленных из всего, что может расти, ползать, летать и плавать. Мне посоветовали начать с привычной пищи, чтобы не было случайного отравления. Но поскольку пловом и манты здесь и не пахло, мне пришлось методом .тыка. испробовать все, что, как казалось на внешний вид, не могло вызвать протест желудка. Набрав понемножку в специальный горшочек изделий кулинарного искусства, я вернулся к своему столу и с аппетитом умял это за обе щеки.

ВЕЛОСИПЕДЫ. Если Голландия - это страна ветряных мельниц, то Дания - страна велосипедов. У меня складывалось такое мнение, что основным видом транспорта здесь является "байцикл". На нем ездят и стар, и млад. И стоит отметить, что уважение к велосипедисту со стороны водителей автомобилей особенно велико: ему полагается уступать дорогу, позволять совершить маневр. В свою очередь, оседлавший двухколесное устройство ездит по автомагистрали (а не по тротуару, как принято у нас) и поэтому обязан выполнять все правила дорожного движения. Например, велосипедист заранее информирует водителей о том, что будет поворачивать или тормозить. Конечно, в отличие от автомобиля водителю "байцикла" не нужно иметь номеров или прав.

Сами велосипеды на вид весьма нежные и хрупкие, словно они приспособлены только для балерин. Иногда я испытывал гордость, вспоминая многокилограммовые велосипеды, которые когда-то были у меня в детстве. Датские же "велики" - это тоненькая рама, толщиной в средний палец, а колеса - в мизинец.

Для велосипедистов в Копенгагене предусмотрены специальные стоянки. Они, кстати, расположены везде - у метро, возле магазинов, на углах перекрестков. Стоянка представляет собой металлическую трубу со специальными пазами, куда вкатывают переднее колесо велосипеда и фиксируют замками. Но чаще всего замки отсутствуют, поскольку в Дании не принято угонять велосипеды. Иногда я видел сплошное "столпотворение" этих устройств, набросанных друг на друга, и как хозяева находили свою собственность, оставалось только гадать.

Я заметил велосипедную стоянку и возле парламента. Как мне потом объяснили, многие депутаты предпочитают приезжать на работу на "байциклах". Да что там говорить, если сам премьер-министр Дании "катается" до Дома правительства не в бронированном лимузине, а на обычном велосипеде. Он считает, что пользоваться автомобилем без необходимости - это ненужная трата государственных средств. Машина нужна только при особых обстоятельствах. Причем, в Дании автомобиль весьма дорог и не всем по карману: его средняя цена достигает 70 тыс. долларов, плюс всякие налоги (в том числе и на нефтепродукты). Наличие авто, пускай и супермодели, это не форма престижа, как принято у нас. У датчан совсем иное мировоззрение, и отношение к машине, как брюкам: есть, вот и ходи в них.

Уважение к велосипедам у датчан становится понятным, когда осознаешь, что двухколесная рама - это также здоровье. Старики предпочитают крутить педали, поскольку этим самым стремятся возвратить молодость, а молодые - потому что не спешат к старости.

ГОРОД. Копенгаген, как это не парадоксально звучит, - город древнего модернизма. То есть здания, построенные еще в 16-17 веке, в конце двадцатого были отреставрированы с использованием современной технологии, и это, нужно признать, придало им еще большую причудливость и экзотику. Старый красный кирпич и пластмассовые оконные рамы, деревянные брусья и затемненные стекла, каменный пол и электрическая подсветка - все это взаимодополняет и взаимогармонирует. Можно сказать, что датская архитектура удачно вписала в свой ансамбль прогрессивные элементы строительства.

В центре города мало жилых помещений. В основном здесь расположены офисы и представительства различных компаний. Здесь же магазинчики, рестораны, аптеки, кафетерии. Я так и не увидел небоскребов или многоэтажных зданий со стеклянными стенами. Это не присуще Копенгагену. Более того, по мнению датчан, бетон, сталь, стекло - детище суперурбанизации - в большинстве своем может изуродовать красоту города. Здесь предпочитают сохранить древний стиль, пускай даже и с помощью современных методов.

Что касается автотранспорта, то в городе в основном ходят автобусы и автомобили. Трамваев и троллейбусов здесь нет. Мне не приходилось пользоваться общественным транспортом типа автобуса. Но на такси поездить удалось. Такси - это в основном "Мерседесы" (что, наверное, вызвало спазмы желудка у многих ташкентских водителей, мол, на что используют дорогостоящие авто!), в которых полным полно электроники. Достаточно сказать, что пассажир расплачивается не наличными, а с помощью кредитной карточки. Вставил пластик в щель дешифратора - вжик! - и компьютер машины, связавшись с банком, снимает определенную сумму со счета клиента. Затем таксист выдает распечатку, на которой указано все: время поездки, пройденный маршрут, сумма, номер машины и многое другое. Так что грабителям уже нет смысла нападать на такси.

С помощью кредитки расплачиваются и в магазинах и ресторанах. Нужно заметить, что электронный пластик - универсальная вещь и весьма удобна. Им же вы можете и уплатить купленные лекарства. Кстати, аптеки в Копенгагене отличаются от ташкентских тем, что там вам ничего не выдадут без рецепта, даже бинта. Если у вас болит голова, то сначала посетите врача, получите бланк, а только после можете заглянуть в аптеку. Аптекари - народ педантичный, они расскажут подробно, как пользоваться лекарством. И поэтому в аптеках часто бывают очереди, ведь в ином месте такая консультация может дорого стоить.

В городе практически все соблюдают правила дорожного движения. Мне ни разу не приходилось видеть, чтобы пешеходы переходили улицу на красный свет или в неположенном месте, а водители игнорировали знаки. Это объясняется не только тем, что за нарушение полагается крупный штраф, но и общей культурой: датчане не любят конфликтовать с законом. Но высказать свое мнение они могут всегда. Например, я слышал, как нелестно граждане отзывались о парламенте или полицейских, но никто из них не опасался, что за это их "привлекут".

ДОМА. Это тема особого разговора. Дело в том, что датчане предпочитают жить не в современных многосекционных домах, а в старинных особняках, построенных как можно глубже в прошлом, чаще всего это 16-18 века. И цена соответствующая. Мне показали одноэтажный дом 17 века, наполовину состоящего из кирпича, наполовину - из деревянных брусьев, с крышей из дерна (практически живые травы) и стоимостью свыше 1 млн. долларов. У меня аж челюсть отвисла. По моим прикидкам, в Ташкенте такое сооружение вряд ли потянуло свыше 5 тыс. "зелененьких". А недалеко расположенная трехэтажная обычная вилла, как мне сказали, обычно пустует: дело в том, что хозяевам самим не по карману жить в ней, вот поэтому они сдают ее в аренду "богательникам", царским фамилиям или иностранцам.

Кстати, в частных домах нет водяных радиаторов или газового отопления - это слишком дорого. Чаще всего жители подогревают свое жилище с помощью древнего камина или современных электропечек (впрочем, и электричество в Дании тоже дороговата).

В Дании с уважением относятся ко всем зданиям древности, не смотря на то, кем они построены - датчанами, шведами, норвежцами или англичанами. Мне как-то пришлось обедать в доме шведского образца. Не скажу, что это двухэтажный особняк, но в тоже время это и не одноэтажный дом. Дело в том, что половина здания расположена на лужайке, а вторая часть - на холме. С прихожей можно подняться с помощью винтовой лестницы и сразу попасть в маленький зал и кухню. Рядом - две комнаты: спальня и кабинет. Никаких ковров, "стенок" и другой крупногабаритной мебели (она, кстати, просто не влезет в дом!) Все скромно и просто. Диван и два кресла с потертой кожей, оказывается, чем "неряшливее" вид у мебели, тем он древнее, а значит, и дороже. Датчане просто помешаны на антиквариате.

Не скажу также, что и квартиры блестят особой планировкой. В больше части им подходит название "малогабаритка". В трехкомнатной квартире, куда я был приглашен на обед, я не увидел особых удобств. Небольшая кухня, чуть больше детская комната, еще больше - спальня и зал. Лоджия не предусмотрена, хотя у некоторых могут быть не застекленные балконы. И такая .каморка папы Карло. оценивается датчанами в 350 тыс. баксов!

ЕДА. Мне не пришлось есть сугубо датскую пищу, видимо, мир так интернационализировался, что трудно сказать, где чья еда. Зато морепродуктов - это действительно море: раки, крабы, моллюски, рыба, кальмары, водоросли и еще чего-то, что мне, сухопутному, неизвестно. Такое же количество и мяса (не буду их перечислять), но в отличие от нас, датчане любят мясо с кровью. Не подумайте, что они вампиры, просто вкусы у них такие!

Все блюда датчане едят с соусом (их тоже пруд пруди, и все разные), прикусывая булочками и запивая вином или пивом. Честно говоря, датская кулинария мне пришлась по вкусу.

Кстати, не ищите в меню родную кухню, например, чебуреков. Чего-чего, а этого блюда в Дании нет! Можете попросить бифштекс, пиво, раков, моллюсков, а о чебуреках местные кулинары ничего не слышали. Так что не пытайтесь выглядеть идиотом, заказывая незнакомые для датчан блюда в ресторанах, кафе или барах.

ЖИТЕЛИ. Датчане - приветливый народ. Хотя на внешний вид они кажутся холодными и бесстрастными (мол, чувства холодное море остудило!), на самом деле это не так. Конечно, потомки викингов не влезут в твою душу и не будут дотошно расспрашивать о тебе, твоем здоровье и твоих родственниках - это не в их манере. Зато они всегда будут улыбаться, беседуя с гостем. Более того, датчанин станет всячески помогать, даже если у него нет лишней свободной минуты и его ждут дела. Об этом он не произнесет и слова, словно располагают уймой времени.

На первый взгляд, датчане не прихотливы. Они довольствуются тем, что есть и не требуют большего. Аскетизм проявляется во всем: во внешнем облике, в одежде, жилье, взглядах на жизнь, делах.

Не буду говорить о мужчинах, лишь скажу коротко о прекрасной половине человечества. В Дании большинство из них тяготеют к феминизму. В их морали заложена мысль: они не обязаны делать то, что должно и может нравиться мужчинам. Поэтому датчанки и не очень-то следят за собой: обветренные красные щеки (больше похожие на ожог первой степени), толстые губы, жидкие волосы, лицо в веснушках или оспинах - таковы общие черты женщин. 90 процентов - это блондинки. Феминизм в Дании носит воинственный характер, вот почему датчанки не спешат выйти замуж. Более того, многие из них меняют каждый год по "бойфренду", как перчатки (просьба, не путать с проституцией - этого явления, в отличие от Москвы, я вообще не увидел).

Может поэтому неразделенная любовь вынуждает датчан искать свою половину несколько нетрадиционным способом. Я имею виду однополую любовь. В Дании никого не шокируют выставляемые напоказ бурные чувства гомосексуалистов или лесбиянок. Но меня, как узбекистанца, это вводило в состояние остолбенения.

Заметил я также и нищих. Правда, как утверждают датчане, это не местные жители, а иностранцы. Их немного, но они есть. Одни это бродячие артисты аж с Африки или Латинской Америки, а другие - с явно с европейскими чертами, которые сидят на городских площадях и упиваются до опьянения пивом. Датчане их жалеют и подкидывают монеты. Уверен, что этот "заработок" идет исключительно на алкоголь.

ЗАБАВЫ. Датский Леголенд - главная забава и игрушка датчан. Впрочем, посетить эту сказочную страну спешат и туристы. К сожалению, побывать в этом "царство" мне не удалось, и поэтому в этом алфавите ничего прочитать вы не сможете.

ИГРУШКИ. Датчане обожают детей, иначе не объяснишь обилие игрушек, имеющиеся практически в любом магазине. В специализированных лавочках не найдешь вещь, которая сломается в руках у ребенка в одно мгновение. Предлагаются только высококачественные и безопасные товары. Кстати, я не заметил китайского ширпотреба, чем завален узбекистанский или российский рынки.

В Дании тщательно подходят к импорту иностранных игрушек, ведь пострадать в случае чего может именно датское дите. Автомобили, куклы, электронные машинки, лего, кубики, одежда, мячи, детское оружие (пистолеты, мечи, лук и стрелы, какие-то штуки, стреляющие пинг-понгом или водой) - все это в невообразимых количествах и ассортименте. Магазины по праву можно назвать царством сказки.

КОРАБЛИ. Мечта любого датчанина - это владеть собственным "корытом". Данное желание распространяется от простых лодок и рыбацких деревянных траулеров до великолепных шхун и быстроходных катеров. Но, как мне объяснили, это дорогостоящая мечта. Стоимость самого простого судна - от 30 тысяч долларов и выше. Одни используют "доски" (как называют корабли датчане) только 20-30 дней в году и остальное время они стоят на приколе в реке в черте города или на пристани. И каждый турист может спрыгнуть на борт (получив предварительно, естественно, согласие хозяев) и пройтись по палубе, почувствовав себя временно моряком. Другие - всю жизнь проводят на корабле.

Сухопутной крысе, каким являлся и я, трудно привыкнуть к качке и морской жизни. Между тем, многие датчане предпочитают жить на суднах - это и дешевле и удобнее, и романтичнее. Более того, на собственном доме можно путешествовать. Такой "дом на колесах" особенно интересен для любителей приключений, а датчане, нужно признать, обожают посещать иные страны.

Один раз я был приглашен на вечерний ужин на борт двухпалубной яхты. Трудно описать чувства, которые меня охватили, едва я вступил на корабль. И дело, конечно, не в качке или морской болезни (ничего серьезного тогда мне не удалось испытать), а в том, что мне, жителю равнин и пустынь впервые пришлось посетить морское судно, о которых я только видел в кино.

Моторизированная "доска" имела все удобства: туалет, ванную, электричество, тепло, телевизор, компьютер. Здесь были и спальная, детская, зал приемов, прогулочные палубы, столовая. Обычно пища готовилась в микроволновке, но ради гостя хозяева использовали очаг для жарки "шашлыка" - больших кусков мяса. Естественно, приходилось все время следить, чтобы огонь угрожал безопасности, ведь малейшая искра - и корабль вспыхнет как факел.

Продолжение следует...

Продолжение - Дания в алфавите, или букварь узбекского туриста, часть 2

Примечание: Фотографии добавлены редакцией портала Svali.ru

Аэропорт, Копенгаген, Дания.
Аэропорт, Копенгаген, Дания.

Аэропорт, Копенгаген, Дания.
Аэропорт, Копенгаген, Дания.

Аэропорт, Копенгаген, Дания.
Аэропорт, Копенгаген, Дания.

Аэропорт, Копенгаген, Дания.
Аэропорт, Копенгаген, Дания.

Бар, Копенгаген, Дания.
Бар, Копенгаген, Дания.

Велики из Копенгагена, Дания.
Велики из Копенгагена, Дания.

Велосипеды, Копенгаген, Дания.
Велосипеды, Копенгаген, Дания.

Велосипеды, Копенгаген, Дания.
Велосипеды, Копенгаген, Дания.

Жители, Дания.
Жители, Дания.

Копенгаген, Дания.
Копенгаген, Дания.

Копенгаген, Дания.
Копенгаген, Дания.

Копенгаген, Дания.
Копенгаген, Дания.

Копенгаген, Дания.
Копенгаген, Дания.