WWW.SVALI.RU : Рассказы путешественников : Индия : Индия: В любви важны внимание и умение, учат скульптуры Кхаджурахо



Индия: В любви важны внимание и умение, учат скульптуры Кхаджурахо

Спросите любого, какие знаменитые памятники Индии он знает, и большинство, конечно, вспомнит Тадж-Махал, а вот на втором месте, по опросам ряда зарубежных туркомпаний, окажется Кхаджурахо. При этом, как указывают организаторы этих самых опросов, комплекс Кхаджурахо возможно стал бы и лидером, да вот только не все туристы готовы в этом признаться.

Знаменитый комплекс IX - XII веков расположился посреди индийского штата Мадхья-Прадеш - здесь стоят 25 замечательных храмов эпохи династии Чандела. Когда-то в этом месте была столица державы Чандела, поражавшая современников великолепной архитектурой, садами, водоемами, однако начиная с XIII века могущество местных царей сходит на нет под ударами мусульманских захватчиков, пришедших с северо-запада. Город пришел в упадок и оказался заброшен. Несколько веков памятники Кхаджурахо стояли заросшие джунглями, пока в XIX веке британцы неожиданно не наткнулись на эти сооружения.

В бывшем столичном городе сохранились только храмы, и то не все - когда-то их было более 80-ти. Они действительно очень хороши - взлетающие вверх здания из песчаника и гранита и сегодня смотрятся современно и даже авангардно. Стены украшают великолепные скульптуры - это фигуры богов и полубогов, бытовые сцены - например, охоты или марширующей армии, а также фигуры реальных и мифических животных. Но, ох, не за этим приезжают туда туристы со всего мира!

Для широкой общественности Кхаждурахо - это, прежде всего, "храмы Камасутры". Ведь в мире эти здания знамениты эротическими скульптурами, поражающими всех, кто их видит, удивительной свободой и искренностью.

Нашедшие их европейцы были потрясены: "Храм и такое?!" Это не укладывалось в представления британцев викторианской эпохи - дошло до того, что ряд здешних зданий до середины XX века даже не включались в официальные путеводители. Издатели стеснялись!

И не они первые - некоторые мусульманские властители Индии приказывали разрушать храмы. Да и сегодня ряд религиозных деятелей, в том числе и радикальных индусов, требуют ограничить посещение Кхаджурахо. Но скульптуры все-таки дошли до наших дней - совсем уничтожить их рука ни у кого не поднялась. А теперь эти здания находятся под охраной закона - они внесены в число объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

При этом скульптуры Кхаджурахо вовсе не смотрятся какой-то порнографией. Ведь эти сооружения прежде всего храмы! Для чего же их фасады украсили столь откровенными сценами? Самое интересно, что до сих пор никто точно знает!

Историки выдвинули с десяток версий: есть те, кто считает, что "развратные правители Чандела", жившие в роскоши, использовали эротические сцены для возбуждения, но таких меньшинство. Другие полагают, что эти скульптуры символ "камы" - чувственного удовлетворения (отсюда "Камасутра"), которые не случайно помещены внизу фасада, как низшая форма человеческого желания. Есть те, кто уверен, что это просто иллюстрации к "Камасутре" - древнему трактату о любви. Но нам кажется, что право на существование имеет и другая версия: эти скульптуры - учебник, своего рода пособие, и это пособие не про богов, а про людей. И адресовано оно людям, прежде всего молодым.

Индуизм - религия очень пестрая и разнообразная, но традиционно выступающая за строгие семейные традиции и отнюдь не поощряющая свободную любовь (за исключением ряда сект). И мы можем предположить, что это пособие, вырезанное на стенах храма, говорит: учитесь любить, будьте внимательны друг к другу, и тогда у вас в семье все будет хорошо. Такую точку зрения на храмы Кхаджурахо сегодня разделяют в Индии многие.

На скульптуры Кхаджурахо стоит посмотреть внимательно. Весьма интересны не просто изображения влюбленных пар, а фигуры прекрасных небесных девы-апсары - каждая что-то да значит!

Вот, например, фигура апсары-кокетки, повернувшейся к вам обнаженной спиной и играющая на свирели. Но стоит заглянуть ей в лицо, и мы вдруг видим далеко не красавицу с длинным носом. Мастер, вырезавший ее, словно говорит: женщины всегда поворачиваются к нам самыми соблазнительными сторонами, но чтобы понять даму, надо узнать ее со всех сторон!

А вот еще - спиной стоит на казалось бы откровенно одетая девушка, но стоит заглянуть с другой стороны, как видишь, что она что-то пишет на пальмовой табличке, возможно, это стихи, и ей вовсе нет дела до посетителей храма. "Не делай поспешных выводов о красотках!", - предупреждает скульптура. А эта апсара жадно смотрится в зеркало. "Будь осторожен. Такие интересуются только собой", - словно говорит "учебник".

Какая из апсар готова откликнутся на зов любви, узнать легко: у такой на бедре изображен скорпион - многие считают, что он символизирует желание, "пожирающее девушку". Вокруг этого скорпиона вообще идут большие споры: есть те, кто считает, что "членистоногое" символизирует сам город Кхаджурахо (kharjura - одно из названий скорпиона на санскрите). По скульптурам прекрасных апсар, впрочем, частенько ползают живые и огромные многоножки - тоже малоприятные существа.

Но популярнее всего, пожалуй, фигуры влюбленных пар - обилию поз здесь и впрямь могут удивиться авторы "Камасутры". Причем, эти изображения полны еще и доброй иронии и юмора (чего стоит, например, ухмыляющийся слон, подсматривающий за такой парой). Не случайно туристы изводят здесь массу флешек и пленки. Сам видел, как группа туристов-мужчин, похоже из Японии, несколько раз дружно бегали в свой микроавтобус за новыми слайдовыми пленками - под хмурые взгляды своих жен. Напрасно сердитесь, дорогие дамы, ведь главная цель этих пособий-храмов - научить любить, а это как раз и есть залог прочной семьи.