Турпортал Svali.ru   |   Поиск туров, описание туров, заказ, цена Туры   |   Бронирование отелей по всему миру, описание отелей, фото отелей Отели   |   Бронирование авиабилетов Авиабилеты   |    Метеоновости   |    Информеры   |    RuMeteo.ru

   сделать стартовой     добавить в избранное
Туристический портал Svali.ruТуристический портал Svali.ru Svali.ru
  
  

ГЛАВНАЯ

КУДА ПОЕХАТЬ?

КАТАЛОГ СТРАН

(описание, города, карты, фото, погода, климат)

АВИАБИЛЕТЫ

(поиск,бронирование авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы)

ПОИСК ТУРОВ

(каталог туров, описание, заказ, цены)

БРОНИРОВАНИЕ ОТЕЛЕЙ

(бронирование, описание, фото, туры, справочник категорий и сокращений)

КАТАЛОГ ГОРОДОВ

      ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ

Черногория

Савин Кук, Дурмитор, Черногория.

Савин Кук, Дурмитор, Черногория.

Монастырь Морача, Черногория.

Монастырь Морача, Черногория.

все фото (79) 


Рассказы путешественников Черногория

[Каталог стран Черногория]

 Черногория - рассказы туристов
 добавить рассказ  все рассказы  Мои рассказы


Альпийское плоскогорье Дурмитора. (1200x900 286Kb)


Черногория. Вернёмся сюда обязательно!

В качестве эпиграфа
Оторвите себя от лежака, и будет вам счастье!

О красотах и достопримечательностях Черногории на просторах Сети написано много. С этим не поспоришь и мало что добавишь. Хочется поделиться практической стороной вопроса и некоторыми впечатлениями. Возможно, кому-то это поможет сделать правильный шаг. В сторону Черногории.

Итак, почему Черногория? Потому что Европа, хоть и бывшая СФРЮ, но, все-таки, не Египет и не Турция (Ничего не имею против, просто это не мое), потому что История - римляне, греки, венецианцы, турки, византийцы, Байрон в конце концов, потому что море, Адриатическое - вода очень соленая, очень чистая, слегка прохладная, потому что горы, да, не Гималаи, но ведь Балканы(!), потому что оливковое масло и, собственно, оливки; вино сухое (другого просто нет), а не липнущее к зубам полусладкое; лоза - примерно тоже, что и чача или граппа; сыры; а уж как здесь любят и умеют готовить мясо и еще как минимум полсотни "потому что".

Ездили всей семьей: мама, папа, взрослая дочь. Оформляли поездку через турагентство, поскольку, что отпуск все-таки будет, и только в сентябре, определилось в начале августа. В сентябре, так в сентябре, оно и к лучшему: ходит шутка, будто летом в Черногории загорает только верхний слой отдыхающих, это значит толпы народа, на пляжи не пробиться, даже на частных - лежаки вплотную, как кресла в кинотеатре, на променаде толчея, очереди, галдеж, пробки... Оно это надо? Нет, конечно, на Пляже Королевы лежаков всего с дюжину, но вопрос о продаже квартиры-дачи-машины изначально не стоял. А что такое бархатный сезон, общеизвестно! К тому же на время отпуска и поездки пришелся юбилей - серебряная свадьба.

Аэропорт в Тивате маленький, очень маленький, одновременно прибывают несколько рейсов, поэтому на паспортном контроле столпотворение неизбежно. Это нужно просто принять и стоически провести час-полтора драгоценного отпускного времени в сплоченной толпе нервничающих соотечественников. Маленькая хитрость: через крайнее левое окошко без очереди проходят члены экипажей, проводят младенцев с родителями, бабушками, братьями-сестрами, поэтому сразу старайтесь принять правее.

Где остановиться, вопрос исключительно личных предпочтений. Тем не менее, изложу логику нашего выбора.

В турагентстве предлагали остановиться в заливе. Но! Закрытый пейзаж, интенсивное судоходство, практически отсутствие пляжей, расположение "на краю карты"..., кроме того, семья сказала: "Хотим, чтобы море до горизонта!" А кто спорит?

Будва - почти геометрический центр Черногорской Ривьеры и уж совершенно точно центр пляжной тусовки. А если чуть поспокойнее? На карте парой километров южнее нашли то, что надо: Бечичи / Рафаиловичи. Мы не хотели ограничивать себя исключительно территорией отеля, не любим тюленями безвылазно лежать на пляже, прерываясь лишь на "прием пищи" в отельном же ресторане. Поэтому наш выбор - небольшая вилла, можно без прилегающей территории-ресторана-собственного пляжа, но с апартаментами. Снова покопались в сети и нашли: Рафаиловичи, Apart BLUE PALACE (***). Агентству оставалось только связаться с отелем и забронировать номер, который обошелся нам чуть дороже 35┬ в день.

Отсюда мы пешком вдоль берега легко, в охотку, "догуливали" и до Свети Стефан, и до Старого Града в Будве, и до Могрена за ним.

Поскольку нам абсолютно чужд снобизм и напротив присущ некий эстетизм, при выборе заведений общепита руководствовались исключительно чувством голода, а также экстерьером заведения и персонала. В зависимости от программы и наполняемости стола "посидеть" стоило от 20 до 60┬ на троих: двух девочек и одного мальчика. Может нам просто повезло, но отбивные были нежнейшие, салаты - свежайшие, включая множество вариаций на тему моего любимого греческого - шопского. О размерах блюд в сети написано много и справедливо. Для примера: кто ездил по трассе М5 "Урал" Москва - Челябинск и останавливался перекусить в Умёте? Так вот, в Умёте порции детские по сравнению с тем, что подают в Черногории, причем понятия "полпорции" не существует.

"Дома" мы ужинали часто, а завтракали всегда - продукты покупали в супермаркете MEGA в Будве или в магазинчике на углу в пяти шагах от виллы. В МЕГе цены вполне "ашановские", "на углу" - чуть дороже. Фрукты в среднем 1.5╠0,2┬, сыры от 4┬ , мясные изыски от 5┬ за 1 кг. Кстати, в Жабляке фрукты были уже по 1┬. Разнообразная, свежая и вкусная выпечка. Дочка "подсела" на йогурт "Моя Кравица", не знаю насколько натуральный, во всяком случае несладкий. При покупке пршута и его аналогов, просите пошинковать на слайсере и потоньше, иначе не ужуёте. А вкус!!! Это не опишешь, надо пробовать!!!

Еще дома перед вылетом было решено в поездке употреблять только местные "взрослые" напитки, о чем ни разу не пожалели. Поскольку среди нас нет ни сомелье, ни фанатов пива, то все оценки легко переводятся в двоичный код: нравится / не нравится - 1 / 0. Так вот, общий балл: 1111111.

Вина разнообразные и по сортам, и по ценам - до 25┬. Покупали на пробу разные (есть очень удобные бутылочки "на один бокал" - 180 мл), а остановились самых ординарных по 2,6┬ за 1 л. Наблюдение: снимаешь с горлышка фольгированный колпак, а под ним красуется металлическая "пивная" крышка, так закрывают молодые вина. У самого популярного белого вина КРСТАЧ интересный освещающий привкус - "с холодком", впрочем, возможно, это потому что молодое. Дочь мечтала попробовать ежевичное. Попробовала, не понравилось - фруктовое вино как раз могло быть послаще.

Пиво Никшичко светлое, легкое, с приятной горчинкой, 0,5 л стоит меньше 1┬. При первой покупке в магазине выдают квиток наподобие товарного чека, при последующих покупках (в том же магазине) сдаешь пустую посуду, показываешь этот аусвайс, и из цены вычитают залоговую стоимость тары - 0,5┬. В последний день просто обмениваешь посуду на свои "евры". Вспомнили страну Советов? Взгрустнули? Ник и Голден Ник, на мой вкус, мало чем отличаются от Никшичко, но как сказано выше, я не тонкий ценитель и не большой любитель пива.

Водку даже не пробовал, все равно наша лучше по определению. РАКИЯ (сливовица) показалась резковатой, слишком "сливовой". А вот виноградную ЛОЗУ пригубили и одобрили даже мои дамы - заметный, но не резкий, виноградный оттенок, смягчающий как вкус, так и сам процесс. В магазинах продаются элегантные "пробники" по 50 мл.

Кстати, о преимуществе апартаментов. Посещение рыночков и магазинов, это отдельный номер экскурсионной программы, погружение в языковую среду, хождение в народ и т.п. Необычно и приятно постоянно слышать распевное "Добр Дааан", "Хваалааа", "До виидженья".

Благодаря нашему общему социалистическому прошлому русский язык понимают многие, говорят - те, кто постарше. Поскольку сербский язык относится к славянской группе, некоторые слова схожи с русскими. Сравните с приведенными выше: "Добрый день", "Благодарю", "До свидания". Если все совсем непонятно, выручает интуиция, жестикуляция, иногда английский - это с молодежью. На всякий случай, советую скачать в Сети и почитать в самолете разговорник: и польза будет, и время скоротаете, и позабавитесь (к примеру: улаз - вход, излаз - выход, ябуко - яблоко, лепо/нелепо - красиво/некрасиво. Помните: "Ох, боярыня красотою лепа!"). Однажды со мной разговорился местный аксакал, по виду помнящий еще турецкие войны. Русским он владел в объеме: "Москва, Ленинград" и еще пара очень общеупотребительных слов. Тем не менее, я прекрасно понял, что "они, старики, в свое время изъездили весь мир (Москва - Ленинград), а мы, молодые, сидим на одном месте на своей ж:, никуда не ездим, ни х:я не видели и ни х..я не знаем". "Ну, нет, отец, те не прав" - и я начал загибать пальцы. Расстались мы с ним друзьями, только что не расцеловались.

Купаться любим, но на пляже проводили немного времени. Купались, где понравиться, во время прогулок и поездок. Пляжи в основном платные, шезлонг и зонт по 2┬, на особо пафосных - до 10. Между платными пляжами встречаются кусочки муниципальных, только зонты и полотенца нужно приносить с собой. Зато душ с пресной водой есть на каждом пляже, не пренебрегайте - вода с кожи быстро испаряется, и соль начинает неприятно покалывать. Педалина - катамаранчик/водный велосипед - 10, каяк/байдарка - 10-15┬ в час. Чуть в стороне, где поменьше народу - скалы и крупные камни, при волнении берегите пальцы на ногах, кроме того, на мелководье табунами пасутся морские ежики, лучше обзавестись купальными тапочками (или ластами). С маской плавать можно бесконечно - рыбная мелочь, ежи, осьминожки. Нырять с непривычки может не получиться, вода очень соленая, выталкивает. Зато лежа на спине и качаясь на волнах газету читать можно.

Вдоль побережья без проблем можно передвигаться на городском транспорте, компанией в три-четыре человека лучше ловить такси - по стоимости получается почти как на автобусе, только гораздо быстрее, ну и доедете прямо до места.

С автомобилем все еще больше упрощается и ускоряется. Поэтому стоит арендовать авто, тем более, что годятся любые российские права. О прокате лучше договариваться заранее, по телефону или электронной почте - в Интернете много ссылок, также можно оговорить аренду в турагентстве или же озаботится сразу по прилету, иначе в нужный день и час, особенно в высокий сезон, ни в одном близлежащем прокате может не оказаться ни одной свободной машины или будут только Ламбргини (опять продавать квартиру-дачу-гараж?). В Будве Rent a car на каждом углу, можно обращаться в экскурсионные бюро на пляжной аллее, на рецепции отеля обязательно порекомендуют прокат, где по предъявлении флаера вам сделают скидку до 5┬. Стоимость аренды - от 40 ┬ в день и выше в зависимости от марки, класса продолжительности аренды. Все авто практически новые, в отличном состоянии. Да, еще, при оформлении договора проката могут взять залог 100-200┬. С нас не взяли. Если вы отдыхаете компанией или семьей, то стоимость аренды компенсируется отказом от платных экскурсий (от 15-20 ┬ и выше) и посещением интересных мест самостоятельно. Еще и на "мороженку" сэкономите. Все описания есть в Сети, а осматривать достопримечательности куда приятней маленькой дружной компанией, чем разношерстной толпой в сопровождении утомленного гида. Машину вам доставят, куда скажете, а оставить ее можно, где удобно. Как вариант, за десятку можно арендовать скутер.

Наша Тойота Ярис 1.3 МКПП оказалась довольно резвой, хорошо тянула в горку, со 110 неплохо ускорялась для обгона (хотя, конечно, это значительное превышение разрешенной скорости, но фиг ли они подначивают?!). Только на плоскогорье, на 1400 м над уровнем моря моторчик поутух, пришлось на время отказаться от пятой передачи.

Навигатором не пользовались, а картами пользоваться умею и люблю. Заранее распечатали на плоттере и привезли с собой две большущие картинки - километровку (точнее 800-метровку) Побережья и 3-хкилометровую всей страны, на которые предварительно нанесли всю дополнительную информацию

Что бы ни писали в Сети, дороги хорошего качества, но поскольку страна горная, сплошь и рядом туннели, галереи, серпантины, шпильки. Очень кстати пришлась механическая КПП. Разметка на дорогах логичная, сплошная - не сплошная, а только там, где и сам обгонять не будешь. Дорожные знаки не дублируются, как у нас, поэтому, если стоит знак "Пересечение со второстепенной дорогой", значит козья тропа сразу за знаком и есть та самая второстепенная дорога. По Ядранскому Пути от Нерцог-Нови до Ульцина можно разъезжать совершенно беззаботно, если ездить трезвым, пристегнувшись (и пассажирам, и на заднем сиденье), с ближним светом и не превышая.

На горных дорогах попадаются валуны - сверху все-таки иногда сыплет. Чуть сложнее участок между Жабляком и Шавником: дорога похуже, обочина поуже, две полосы, обзор в поворотах никакой. Но и здесь асфальт ровный без выбоин и колдобин (Это в горах, у черта на рогах! Вот бы у кого нашим дорожникам поучиться!), если не слишком гнать, проблем нет. В общем, если вы не купили права или не получили их месяц назад, смело садитесь за руль.

Быть в Черногории и не побывать в горах? А чо тада ехать?! По-хорошему, для путешествия по горной Черногории (тавтология, а по-другому как сказать?) нужно 2-3 дня минимум, с обязательными ночевками по дороге, что и планируем сделать в следующий приезд. Мы решили провести "обзорную экскурсию" по Большому кругу - разведку на будущее и проехали все за один день. Проснулись пораньше, выехали в начале седьмого в сумерках. Не имея "правильного" описания свернули на старую дорогу возле Петроваца. А если проехать по Ядранскому Пути чуть дальше и повернуть на развязке перед Сутоморе, можно через туннель Созина - Sozina (платный, 2,5┬) попасть почти к Вирпазару минуя серпантины, но при этом вы лишаетесь роскошных видов с перевала на Скадарское озеро. По расстоянию получается почти то же самое, но быстрее на полчаса. Подгорицу проехали за 20 минут, правда пришлось покружить по улицам, на которые перенаправляется транспорт из-за многочисленных ремонтов проезжей части.Зная общее направление, выбрались, куда нужно.

Первая остановка на смотровой площадке в ущелье Морачи, сильный ветер, прохладно. Ущелье узкое, склоны крутые, на небо смотришь, как из колодца.

Изредка на дороге попадаются валуны, которые еще не успели убрать. И туннели: 5 метров длинной, 10, 50, снова 5: Высоко вверху на противоположном склоне видна железная дорога. Вот уж откуда открываются виды!

Монастырь Морача, удивительно - нигде до этого не чувствовал такого спокойствия и умиротворения. Прибывают первые автобусы с туристами, пора уезжать.

Колашин обходим стороной, летом тут особенно нечего разглядывать.

Съезд вправо, узкий мостик, будка смотрителя, оплата, 3 километра крутого серпантина. Мы на Биоградском озере. Изумительно! Здесь можно прогуляться по тропе вокруг озера (около 5 км), отдохнуть на лавочках в тени буков, перекусить за деревянными столиками. Можно переночевать в кемпинге или в палатке на расчищенной площадке, но это в другой раз.

От Майковаца уходим налево. Каньон Тары наиболее глубок в нижнем течении, ближе к границе. Но и здесь впечатляет! Нас обгоняют два байкера - шлемы, кожа, ботинки; второй "по виду сзади" - точно барышня.

Останавливаемся в карманах, фотографируемся, там, где дорога проходит почти по дну ущелья, спускаемся к воде. Километра за три открывается вид на мост Джурджевича. Потрясающе! Ажурное кружево перекинуто через ущелье. И как строили, в 38-м-то году?! Те самые байкеры - семейная пара, немцы, так и путешествуют на мотоциклах.

Резкий набор высоты по серпантину и попадаем на плоскогорье, около 1500 м, мы уже в Национальном парке Дурмитор, мост, впрочем, тоже на территории парка. Редкие отдельные шале, кемпинги, целые строящиеся поселки, стада коров, знаменитый на весь Интернет остов зеленого Фиатика.

Через полчаса мы через Жабляк прямиком направляемся к Черному озеру. Какие шикарные виды! Отсюда начинаются трекинговые маршруты в горы, на Бóботов Кук, к Ледяной пещере, к озерам Глаза Гор - это все на будущее.

Возвращаемся в Жабляк. Пора бы пообедать. Ну, неужели будем сидеть в кафе?! Прикупаем в лавке еще горячие плюшки, в магазине сыр-пршут-фрукты и выдвигаемся за город в сторону Шавника. Через пару километров съезжаем с асфальта и устраиваем пикник на альпийском лугу, в десятисантиметровых зарослях крокусов, на виду у белоснежных (ну нет летом снега в этих горах!) вершин. Телефон, звонят с работы. Пока разговариваю, спрятавшись в тени автомобильчика, нечасто проезжающие мимо водилы сигналят моим барышням. Вот ужо догоню, разберусь!

Дальше - приключение с оползнем: минут 15 стояли, ждали, когда расчистят осыпь, а потом малым ходом по-хитрому разъезжались с тяжелой техникой, это отдельный аттракцион; 40 километров замирания сердца - навесы и отсутствие обочин. После Шавника - большой и крутой набор высоты на серпантине с очень короткими прямыми, лесовоз, неожиданно и неприятно начавший сдавать назад, местечко Мокро (неизвестно по какой причине все карты отчаянно врут, никакого туннеля здесь нет и в помине, а мы и не надеялись), снова взлет на перевальчик - всё, отсюда только вниз по хорошему асфальту. И надо поторапливаться - вечереет. Через три часа с двумя остановками (размяться и купить продуктов) через Ясеново Полье, Никшич, снова Подгорицу мы дома. На часах - 20-00. За день проехали чуть больше 550 км, а впечатлений - на все 10 000!

Что еще? Интернет - в номере (если указано в договоре), на рецепции, в интернет-кафе, в Rent a Kar, в настройках телефона. Сим-карты и карты пополнения баланса - на почте, туристические карты и открытки - там же. Сланцы - для пляжа, шпильки - для пати, для экскурсий - кроссовки, для трекинга - легкие вибрамы; и не снимайте шляпку- голову напечет, я серьезно.

 добавить свой рассказ


КОММЕНТАРИИ ПО РАССКАЗУ





SVALI.RU
©Данио-Пресс 2005. Все права защищены.
Использование материалов сайта возможно только с согласия администрации сервера.
По вопросам рекламы и размещения информации обращаться сюда.
Рекламно-информационное агентство 'Данио-Пресс'
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100