Турпортал Svali.ru   |   Поиск туров, описание туров, заказ, цена Туры   |   Бронирование отелей по всему миру, описание отелей, фото отелей Отели   |   Бронирование авиабилетов Авиабилеты   |    Метеоновости   |    Информеры   |    RuMeteo.ru

   сделать стартовой     добавить в избранное
Туристический портал Svali.ruТуристический портал Svali.ru Svali.ru
  
  

ГЛАВНАЯ

КУДА ПОЕХАТЬ?

КАТАЛОГ СТРАН

(описание, города, карты, фото, погода, климат)

АВИАБИЛЕТЫ

(поиск,бронирование авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы)

ПОИСК ТУРОВ

(каталог туров, описание, заказ, цены)

БРОНИРОВАНИЕ ОТЕЛЕЙ

(бронирование, описание, фото, туры, справочник категорий и сокращений)

КАТАЛОГ ГОРОДОВ

      ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ

Казахстан

Озеро Боровое, Казахстан.

Озеро Боровое, Казахстан.

Высыхающее Аральское море, Казахстан.

Высыхающее Аральское море, Казахстан.

все фото (16) 


Рассказы путешественников Казахстан

[Каталог стран Казахстан]

 Казахстан - рассказы туристов
 добавить рассказ  все рассказы  Мои рассказы


Трасса. (450x317 28Kb)

Меловые обнажения. (450x317 61Kb)

Песочнича. (450x317 47Kb)

Чинк. (450x317 47Kb)

Вечер. (450x317 60Kb)

Вечер. (450x317 65Kb)

На краю. (450x317 65Kb)

Зады. (450x317 68Kb)

У самого синего моря... (450x317 56Kb)

Каспий. (450x317 49Kb)

Ограждение железной дороги. (450x317 58Kb)

Камни. (450x317 42Kb)

Спуск с Чинка. (450x317 40Kb)

Яйца динозавров. (450x317 45Kb)

Казахстан. (450x317 51Kb)

Казахстан. (450x317 44Kb)

Казахстан. (450x317 69Kb)


Путешествие на плато Усть-Урт

Моё мнение о путешествиях кратко: путешествуя, не заезжай слишком далеко, а не то увидишь этакое, что потом и забыть будет невозможно. А если что-то сидит в памяти слишком упорно, человеку делается сначала не по себе, а потом и вовсе трудно поддерживать свою бодрость духа.
Даниил Хармс.

Говорят, ах, горы-горы или ах, море-море, что может быть лучше! Отвечу, много чего интересного есть на свете, например пустыня.

Меня пригласили в далёкое путешествие, и я согласился. Идея была такая: Москва - Астрахань - Гурьев - Бейнео - Опорный, далее в сторону Арала, потом через Узбекистан назад. Очень увлекательная авантюра. Нашли атлас Советского Союза. И поехали, не затрудняя себя излишним планированием. Проблемы, как нам казалось, интересней решать по мере их возникновения, а не зарание.

В Астрахани готовимся к старту. Продукты, канистры под бензин, доски под колёса - придется по песку ездить, всякие необходимые мелочи, без которых никакой импровизации не получится. Воду всю берём с собой. По четыре литра на человекадень (это оказалось даже много). К еде мы не взыскательны. Утром - мюсли с сухим молоком, вечером - гречка с тушенкой. Чай, сахар, сухари. Еще совершенно необходимая вещь - приправы. Отбить гадкий привкус тушенки.

Граница Казахстана в сорока километрах от Астрахани. Таможня. Советские с вкладышем или загранпаспорта и никаких проблем. Нас предупреждают, что необходимо зарегистрироваться в местном отделении милиции.

Дорога Астрахань-Гурьев, или, как он теперь называется, Актау или Атырау (всё время путаю)- старый разбитый асфальт. Постепенно углубляемся в заграницу. Ямы, колдобины. Иногда лучше ехать рядом с асфальтом, по грунтовке. Начинается дождь, переходящий в ливень. Темнеет. Сворачиваем в степь. Спугнули стадо верблюдов, они шарахнулись от нас куда-то в мокрую темноту. Ставим палатки, готовим ужин. Путешествие началось.

Я раньше не знал, что Америка начинается в сорока километрах от Астрахани, на Казахской границе. Нефтяные поля сданы в аренду добывающим компаниям и американцев здесь полно.

Утром приехали в Гурьев. Город на реке Урал, бывший реке Яик, помните Емельку Пугачёва, яицких казаков? Реку переименовали после подавления бунта, чтоб саму память о Емельке уничтожить. Странно, что в советские времена, реку не переименовали обратно в Яик. Наверное благодаря Чапаеву, который утонунул в Урале, а не в Яике, будучи народны героем - "Ходил по Уралу Чапаев герой", Яик в эту песню не вставить..

В Гурьеве надо полностью заправится бензином. У нас с собой по четыре двадцатилитровые канистры на машину. Дальше бензин может быть плохой, или его может не быть вообще. Надо было ещё деньги поменять. Рубли на теньге. Чем дальше от российской границы, тем хуже курс, особенно на бензоколонках. За рубль давали тогда четыре теньге. Километров через двести дадут только три, а то и две с половиной. Наш начфин деньги в Гурьеве не поменял. Потом ещё и возмущался на каждой заправке.

В связи с этим стоит поговорить о распределении обязаностей в команде. 1) Капитан. Безусловный лидер, со всеми вытекающими отсюда обязаностями и правами. Должность либо выборная, либо сама собой разумеющаяся, как и было в нашем случае. Он должен обладать абсолютной авторитарной властью, вплоть до отправки домой кого-либо из экипажа на попутном верблюде. 2) Штурман. Его задача освободить капитана от необходимости ориентироваться на местности. 3) Фельдшер. Собирает аптечку, а оказать первую помощь должен уметь каждый. 4) Механик. Его обязанности понятны, квалификация должна быть выше, чем у даже хорошего автолюбителя. 5) Повар. Покупает продукты и готовит еду.

У нас всё было по-другому. Макс Томаровский был капитаном, штурманом и фельдшером, а заодно и владельцем Ренж Ровера, Саша Байда вёл свой Лендкрузер, а я взял на себя обязанности повара. Механиками были Макс, Саша и Михаил Фёдорович, отец Макса, самый опытный и бывалый участник нашей команды. Начфина лучше не было бы вообще. Так же с нами путешествовал Миша-таксидермист, должность сугубо номинальная, зато безвредная.

Отправляясь в пустыню весной надо решить для себя вопрос прививок. Сделать все необходимые прививки, а их примерно пятьдесят, нереально, и мы не делали их вообще. Надо быть очень внимательным, змея сама не нападает, а всякие там каракурты живут в кустах или в траве. Никаких босоножек, только ботинки с высокой шнуровкой, а ещё лучше кирзовые сапоги. Палатка должна быть плотно закрыта, а то кто-нибуть придет греться к тебе в спальный мешок. Хорошо, если обычный скорпион, а вдруг эфа!

Кстати, о гадах ползучих. Мы везли с собой мангал и угли, хотели толстую гадюку зажарить, но они, как назло, все попрятались, может мангал и есть средство от змей. Берите с собой, в любом случае, не прогадаете.

Я даю вам всякие интересные советы, а тем временем мы уже выкатили на плато Усть-Урт, одну из самых пустынных территорий нашей планеты.,, Вымершие высокие равнины,, Каменистая пустыня. Ни деревца, ни холмика. Идеально ровная линия горизонта действует на меня умиротворяюще. Странно это, ведь родился и вырос я в Москве. Всю жизнь провёл в средней полосе. Среди предков не было, вроде, степняков.

Такое же ощущение, я испытывал потом в приобской тундре, но там мне не нравилось обилие крупных и мелких луж, невнятных речушек, и полное отсутствие в природе камней. На Усть-Урте полностью не существует проблема выбора места для бивуака. От ветра всё равно не спрячешся, воды нет, везде совершенно ровно. Итак, первая ночёвка на Усть-Урте. Ставим лагерь, зажигаем фару-переноску, ужинаем, слушаем полет жуков-скоробеев.

Тяжёлое жужжание, глухой удар о фару, жук падает на землю, потом находит в себе силы взлететь, недолго жужжит и снова бьётся об светящееся стекло. Жук-рекордсмен проделал пять полных циклов, а утром его не было на земле под погашенной на ночь переноской, наверное очухался, не увидел света и разочарованный улетел восвояси.

Как ни сранно, живности на Усть-Урте довольно много. Нам вслед глядят суслики, стоящие, как часовые, у своих нор, остроухие лисы-корсаки не обращают на нас внимания, их больше интересуют суслики. Видели вдалеке джейранов, они мчались параллельным с нами курсом, оставляя за собой пылевые шлейфы. Где находят воду эти существа? Для меня загадка.

Посёлок,, Опорный,,. Заправка. Какой у бензин, спрашиваем? Семдесят шестой, но, вообще то шестидесятый. Неудивительно, что моторы наших автомобилей начинают постукивать пальчиками. Спокойней путешествовать на Уазике. Джип в случае поломки придется бросить, запчастей на него не найти. Семья владельца заправки живёт в землянке, несмотря на очевидный достаток.. Зимой в землянке не холодно, летом не жарко.

От Опорного совсем недалеко находится чинк-ступень, обрыв, разделяюший плато Усть-Урт и Каракумы. Он тянется от Каспийского моря на Западе до Аральского на востоке, вернее, до того места, которое было когда-то Аральским морем, на многие сотни километров. Это гигантский разлом земной коры, до трехсот метров высотой. Огромное, абсолютно горизонтальное плато заканчивается обрывом, обнажившимися морскими отложениями, известняками. "Наши машины остановились, как вкопанные, на краю гигантской ступени". И я их понимаю, зрелище запредельное.

Когда стоишь на краю обрыва плато Усть-Урт, кажется, что ты находишся на берегу моря, настолько древнего, что вода в нем иссякла, безнадежно состарилась и исчезла, шум волн превратился в шум ветра, морская трава в полынь, а рыбы в черепах.

По дороге спускаемся с обрыва, находим подходящую площадку, устанавливаем палатки.

Меловые толщи совершенно подавляют маштабом ощущения времени. Сколько понадобилось миллионолетий древнему морю, чтоб отложить десятки метров остатков живых организмов? Находим зуб ихтиозавра, отпечатки раковин, следы каких-то моллюсков. Вся история человечества кажется мигом, по сравнению с этими пластами. Причудливы выветреные формы меловых слоёв. Видятся мне, то люди, уходящие вглубь скалы, то россыпь яиц динозавра, то гигантские окаменевшие лапы доисторических черепах.

Моему маленькому уму трудно справится с ощущениями вечности, вспоминаю сумасшедшего геолога, героя повести Паустовского "Карабугаз-Гол", верившего в возможность освобождения первобытной агрессивной энергии доисторического сознания, спресованой в мезозойских известняках, энергии злого разума обитателей исчезнувшего океана.

Короткая историческая справка. На плато Усть-Урт человек поселился ещё в эпоху неолита. Найдено около шестидесяти стоянок. Потом здесь стало слишком сухо, и человек ушел. В средние века через плато Усть-Урт прошли караванные тропы Великого шелково пути, кратчайший путь от низовьев Сыр-Дарьи до Каспия и Волги. Были пострены караван сараи, город, люди сумели найти воду. Вот, что значит историческая необходимость!

Конечно, можно пробурить скважину, или вырыть колодец, но вода будет соленая, годная только для скота. Где брали пресную, для меня загадка. В наше время в каждом казахском городе поперек улиц висят перетяжки - "Казахстану 2050 лет". Так господин Назарбаев воспитывает самосознанье своего народа. Информации о плато Усть-Урт, на удивление мало. В Интернете я не нашел ни хорошей исторической справки, ни геологической, создалось впечатление, что данные не очень то открыты.

Информации нет, а лирика есть. Причём не в Интернете, а на книжной полке. Роман Андрея Платонова "Джан". Вымершие высокие равнины, это оттуда. Вернёмся к нашему путешествию. Капитан принимает решение отказаться от дороги в сторону Аральского моря. Техника на грани. У Лендкрузера постоянно лопается старая резина, у Ренджа двигатель сорвался с подушек, привязали верёвками, надолго ли? В таких ситуациях договариваются владельцы машин, остальные обладают правом только совещательного голоса. Окончательное решение за капитаном. Попробуйте решить задачку, как пройти по пустыне триста километров, неся на себе воду и всё самое необходимое?, и поймете, что эта задачка очень трудная, если не невозможная.

Взяли курс на Каспийское море, через Каракумы. После Усть-Урта это цветущий сад. Дорога проходит через черепаховые поля, едем осторожно, останавливаемся, осматриваем дорогу, чтобы не подавить Тортилл, их здесь сотни, крупных туркменских черепах. Беру одну в руки. Держу подальше от себя, сверху и снизу, двумя руками. Черепаха гадит и норовит укусить, прятаться в панцирь и не думает, опускаю на землю, и она неторопливо, с достоинством, уходит прочь.

Запомнилась стоянка в барханах. Максим сходил на охоту. Выстрелил по птицам из ружья, не попал, но одна куропатка с перепугу убилась о столб. Мы её зажарили и съели. Барханы полны жизни. Ночью вокруг палаток ходили какие-то звери, где-то мяукала дикая кошка. Утром вытряхнули из нашей с Максом палатки маленького скорпиончика.

Пески. Машины идут тяжело, но до досок под колёса дело не доходит. Наконец, добираемся до асфальта, вновь начинаются нефтяные поля, опять американцы появились. Интересно, мы не встретили ни одного американского джипа, все янки на Тойотах - тут не паркет.

Поражаю богатырски сложеные казахи. Двухметровые дядьки с широченными плечами и без малейшего намёка на толстое брюхо. Россиян таких мало. Неужели настолько сильно двадцатый век прошёлся по русскому генотипу?.

Выезжаем к Каспийскому морю, неподалёку от туркменской границы. Хочется, конечно, съездить на Карабугаз-Гол, но направится в Туркмению мы не рискуем. Режим там не слишком демократичный, а у Михаила Фёдоровича старый советский паспорт, (казахскую таможню он по степи обошёл), да и остальных, неизвестно, какие сюрпризы ждут. Поездка в Туркмению безусловно очень интересна, но её надо тщательно подготовить. Выяснить заранее местные порядки и правила, сходить в Туркменское посольсво в Москве, найти принимающую сторону. Мне рассказывали про стаи розовых фламинго, про соляные поля Карабугаза, это очень красиво и величественно. Стоит поехать, но не сегодня.

Останавливаемся на ночлег на берегу моря Я иду купаться, а заодно и мыться, немытыми ходим уже дней десять. Вода холодная и прозрачная, среди камней плавают водяные змеи, неядовитые, как мне сказал Макс. Встречаю каспийского тюленя, он тоже купается недалеко от берега.

Дорога на город Шевченко идёт вдоль Каспия. Мы рискуем нарваться на милицейские поборы. Проезд вдоль моря во время нереста ценных рыб запрещён, кто знает, какие рыбы ценные и когда они нерестятся? Только милиция. При встрече с блюстителями порядка необходимо держаться предельно тактично, уважительно и вежливо. Московская рука, если она у кого есть, сюда не дотянется. Надо говорить что-то вроде, мы приехали посмотреть Вашу страну, нам здесь очень нравится и т.д. Нас оштрафовали один только раз за отсутствие регистрации, но всего на полторы тысячи рублей, всех шестерых.

Шевчеко большой, современный портовый город. Здесь находится единственный в мире ядерный реактор на быстрых нейтронах, крупнейший промышленный опреснитель. Зачем понадобилось строить опреснитель и порт в такой пустыне?

Форт Шевченко. Здесь отбывал солдатчину Тарас Григорьевич, место наредкость гиблое. Зимой холод и ветра, пустыня покрывается ледяной коркой, летом жуткая жара. Видать сильно насолил Тарас достаточно демократичному царскому правительству, раз упекли его в такую дыру. Тут чем-то вроде подстрекательства к государственному перевороту попахивает, не меньше.

Идём в картинную галерею, в дом коменданта крепости. Я раньше никогда не видел картин и рисунков Тараса Григорьевича. Он учавствовал рисовальщиком в армейской топогафической экспедиции через Усть-Урт к Аральскому морю, смею надеятся, что мои фотографии будут созвучны пейзажам Шевченко. Кроме того, он великий классик портретного жанра, самого важного жанра рисунка, живописи. А стихи Кобзаря излишне бунтарские.

Пилить сук на котором сидишь всё же не стоит, а если невтерпёж, то делать это следует поаккуратней, как Ленин. Рядом с комендантским домом, в саду, землянка, в которой жил поэт и художник в солдатчине, благодаря живописи и вопреки стихам. В буквальном смысле, зарывая свой талант в землю. Мне думается, что именно из- за стихов картины Шевченко не попали в Третьяковскую галерею и в Русский музей, а это настоящая потеря для нас и наших детей.

Пора начинать обратный путь. Везде, где смогли побывали, всё, что смогли, посмотрели, неизвестным остался только участок дороги Форт Шевченко-Опорный, напрямую, минуя побережье, и чинк. Дорога, как дорога, разбитый асфальт, либо грунтовка.

Впечатления уже переполнили меня и хочется поскорей вернуться домой, проявить отснятые плёнки, рассказать друзьям про Усть-Урт.

Напоследок нас поджидало ещё одно приключенье-граница. Мы так и не зарегистрировались в Казахстане и неизвестно, как отнесутся этому на таможне. Капитан принимает решенье поиграть в контрабандистов, объехать посты по степи. Проехали Гурьев. Бензин в канистры не заправили, авось баков хватит. Километров за десять от поста сворачиваем на просёлки, плутаем по бездорожью. Топливо на исходе-лампочки зажглись, а в природе стемнело. Мы плохие контрабандисты, не знаем тайных дорог. У Лендкрузера лопается колесо. Светает, мы стоим почти на "заднем дворе" казахской таможни. Саша Байда снимает лопнувшее колесо и с кем-то вместе отправляется искать шиномонтаж. К счастью таможеники нас не замечают.

Ждём и нервничаем. Метрах в пятистах впререди видим российскую таможню, родной флаг. Саша возвращается, колесо установлено, и мы совершаем короткий рывок через границу на Родину. Получилось. Мы дома, под российским флагом.

Залючительный сюжет. Недалеко от современной Астрахани располагалась много веков назад одна из столиц Золотой Орды, город Итиль. Заезжаем посмотреть на раскопки, нас приглашали астраханские археологи. Вскрыто несколько культурных слоёв. В самом нижнем - сарматские захоронения, значит, город здесь был намного раньше, чем появилась Золотая Орда. В домах Итиля были водопровод и канализация, признак высокой культуры.

Хорошие слова: жизнь, время, история, культура.

Я навсегда запомнил чинк. Обрывок неправильной фразы засел теперь у меня голове: В ПРОШЛОМ СВЕТОВОМ ВЕКЕ...

P.S. Хочу обратить внимание на следующее.

1) Никогда не отправляйтесь в поездку на неподготовленных машинах, как это сделали мы. Нам очень сильно повезло, что обе машины не остались в пустыне.
2) Отнеситесь серьёзно к подбору команды. Случайных людей в ней быть не должно. А если всё же проявится паникёр, то бежалостно оставляйте его в первом же населённом пункте, сам доберётся обратно.
3) Тщательно составьте аптечку, получив все возможные консультации ещё дома. Очень правильно иметь в команде врача.
4) Изучите местные законы и правила, мы чудом не напоролись на серьёзные неприятности с оружием, например.
5) Не путешествуйте по атласу СССР. Возьмите с собой G.P.S.
6) Машин должно быть, по крайней мере, две.

Приключений в пустыне и так хватит, с нас пример брать не советую.

 добавить свой рассказ


КОММЕНТАРИИ ПО РАССКАЗУ





SVALI.RU
©Данио-Пресс 2005. Все права защищены.
Использование материалов сайта возможно только с согласия администрации сервера.
По вопросам рекламы и размещения информации обращаться сюда.
Рекламно-информационное агентство 'Данио-Пресс'
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100