Турпортал Svali.ru   |   Поиск туров, описание туров, заказ, цена Туры   |   Бронирование отелей по всему миру, описание отелей, фото отелей Отели   |   Бронирование авиабилетов Авиабилеты   |    Метеоновости   |    Информеры   |    RuMeteo.ru

   сделать стартовой     добавить в избранное
Туристический портал Svali.ruТуристический портал Svali.ru Svali.ru
  
  

ГЛАВНАЯ

КУДА ПОЕХАТЬ?

КАТАЛОГ СТРАН

(описание, города, карты, фото, погода, климат)

АВИАБИЛЕТЫ

(поиск,бронирование авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы)

ПОИСК ТУРОВ

(каталог туров, описание, заказ, цены)

БРОНИРОВАНИЕ ОТЕЛЕЙ

(бронирование, описание, фото, туры, справочник категорий и сокращений)

КАТАЛОГ ГОРОДОВ

      ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ

Чили

Чили.

Чили.

Чили.

Чили.

все фото (48) 


Рассказы путешественников Чили

[Каталог стран Чили]

 Чили - рассказы туристов
 добавить рассказ  все рассказы  Мои рассказы



Путешествие в Перу и Чили

В компании со своим старым знакомым три года готовился к давно задуманному путешествию в южную часть нашей планеты, в Южную Америку, в Перу и Чили, но так, чтобы за минимум времени (две недели) посмотреть как можно больше. Одна из московских турфирм помогла выбрать маршрут, забронировала отели и билеты, и за несколько дней до отбытия предоставила подробный график пребывания в каждом пункте, электронные билеты на все международные рейсы и цену за каждую услугу.

Заранее скажу, что отдых удался, однако расходы могли бы быть заметно ниже, потому что на местах убеждались, что вход в музей золота в Лиме стоит не 45 долларов, а 45 новых солей, билет на автобус Лима-Наска стоит не 60 долларов, а 16 солей и т. д. и т. п. (для справки: 1 доллар = 2,9 новых солей).

Нас заранее предупредили, что, несмотря на обслуживание нас англоязычными гидами, полезно знать испанский язык. Практика показала, что самыми ходовыми и нужными словами и выражениями являлись: "Доброй утро (или день)", "Сколько стоит?", "Где находится...?", "Напишите, пожалуйста", "Счет, пожалуйста", "Говорите ли вы на английском или русском? (второе всегда вызывало смех)", да еще несколько, в том числе счет 1-2-3 и т. д., который нужно знать обязательно.

Кстати сказать, английским языком в Перу владеют лучше, чем в Чили, по крайней мере, в стране инков нас понимали везде, даже на самых затрапезных барахолках, а в Чили (например, даже в зоопарке), как они сами говорили: "Я знаю только испанский язык. Если вам нужно объясняться в нашей стране - учите испанский".

День первый.
Пробудившись, когда еще не было четырех часов утра, почти сразу понеслись в аэропорт Домодедово, в котором уже с пяти утра объявили регистрацию на рейс IB 3809 компании Iberia (которая недавно слилась с British Airways) Москва-Мадрид. Чуть больше трех часов пути на аэробусе А-319 пролетели незаметно - неплохо покормили, поили разными напитками и на экранах под потолком показывали кино, а звук был в наушниках, который можно было переключать на любимые диски или радиостанции.

Забегая вперед, скажу, что, сменив 10 самолетов, лучшее обслуживание и самолеты были у компании LAN Chile (Boeing 767-300), в которых каждый пассажир имеет свой экран и может переключаться с кинофильмов разного жанра на музыку разных жанров, карту полета, документальные и видовые фильмы, FM-радиоканалы, десятки компьютерных игр.

В Мадриде наш ждал мощный шмон - обыскивали всех транзитников и обнаруживали даже булавки с гвоздиками (у меня в кармане обнаружили даже маленькую пружинку от сломавшегося зажима на рюкзаке). Через пару часов, после некоторой неразберихи при посадке, забитый под завязку самолет А340-600 из аэропорта Барахас стартовал в Лиму. Полет занял 9 час. 26 мин. Когда под крылом самолета стала видна береговая кромка Тихого океана, мы поняли, что почти долетели. Над материком потрясло (турбулентность), несколько моментов было не очень приятных.

Но все кончилось благополучно. Быстро получили багаж, нас встретили, выдали все ваучеры на пребывание в Перу, и через пару часов мы видели сны в отеле Carmel, в районе Мирафлорес, аристократическом районе перуанской столицы, который выходит на океан. Правда, океана мы так и не увидели, за исключением нескольких минут, когда нас с экскурсией провезли по городу и разрешили пробежаться по приморскому скверу с раскрашенными коровками, скульптурой "Любовь" и декоративным заборчиком в духе Гауди.

По ТВ работает около 70 каналов, часть из них - каналы Боливии, Венесуэлы, Колумбии. Нудная или навязчивая, агрессивная реклама - совсем как у нас. Идут разнообразные и глупые сериалы (тоже - как у нас), беседы в студии на разные темы. Новостей почти нет. Оказалось, что можно смотреть только англоязычный Animal planet, с испанскими титрами. Была еще пара англоязычных каналов, но там крутили наивные американские ситкомы.

А наши мобильники не работали. Оказалось (выяснилось уже в Чили), что в Ю. Америке другой стандарт. Чтобы поговорить с Россией, нужно купить телефонную карточку и на обычном (можно уличном) телефоне набрать кучу номеров, выслушать (а главное - понять!) слова, которые на испанском проговаривает автомат (позже оказалось, что такими словами являлись "Попробуйте набрать номер позже", а сейчас, мол, связи нет или линия загружена). За две недели нам это не удалось, пришлось пользоваться Интернетом, который есть почти везде - в отелях, как правило, бесплатно, в Интернет-салонах - буквально за копейки.

День второй.
С утра, после хорошего завтрака, мимо массы уличных менял, просочились в банк и быстро поменяли наши зелененькие на местные новые соли. Оказалось, что и в банке, и на улице курс обмена почти одинаков, но на улице существует опасность, что могут впарить старые или фальшивые купюры. Цены на шмотки, с основном, Made in China, невысокие (если судить по универмагу рядом с отелем). За хороший обед в среднем платили по 3-4 доллара.

Первая экскурсия - обзорная по городу, с заходом с археологический и исторический музей и частный музей золота. Поразило, что культуры Перу (пока открыли 87 разных культур) имеют корни в далеком прошлом (некоторые возникли почти в то же время, когда строились египетские пирамиды). Каждая культура различается отношением к природным стихиям, роду, женщине, мужчине, сексу, ремеслами, одеждами, узорами на домашней утвари, формами и конструкцией домов и других строений, укладом жизни, иерархией, отношением к загробному миру и рождению детей и т. д. и т. п.

Особую значимость имело сельское хозяйство (картофелеводство, агрономия, животноводство, прядение шерсти), изготовление орудий труда и одежды, механического инвентаря и обрабатывающих приспособлений разного рода, строительство домов, ирригация, обработка камней и металлов, ювелирная промышленность. О золоте говорить не приходится - оно лежало почти на поверхности и даже наружные поверхности домов украшались золотыми пластинками. Ну и, конечно, кровопролитные войны - за плодородные земли, за власть, за женщин, за богов и т. д.

Объединенная и огромная империя инков, возникшая в 13 или 14 веке, продержалась чуть больше двух веков. Конкистадоры, воспользовавшись раздорами во властной верхушке, успешно завоевали страну малыми силами, не без помощи огнестрельного оружия, неизвестного инкам, и стали насаждать свою культуру, посылая в Испанию галеон за галеоном, набитые золотом.

За 16 и 17 века произошло срастание инкской культуры с испанской, священные города инков были разрушены, власть инков уничтожена, но кечуа хранят в себе не только кровь предков, но и их язык, обычаи и почти не смешиваются с другими народами. Конечно, сейчас их часто используют как развлечение для туристов - некоторые из них неплохо болтают по-английски, знакомят с местными ремеслами: разведением лам (альпак, викуний и гуанако) и овец, ткачеством, террасным земледелием. Но в основном, инки заняты на местных рынках, коих множество. Табак, картошка, сифилис - все это пошло от инков.

Посмотрели на дворец Писарро, возведенный в начале 16 века, огромный "кафедрал" с подземными катакомбами и отсеками, набитыми человеческими костями. В некоторые кафедралы не ходили, потому что стоимость билета несуразно велика: 8-10 долларов, а смотреть там, кроме изображений девы Марии, золоченых украшений икон и католических святынь, - нечего.

Музей золота - это нечто! Входишь за ворота - киоски, кафешки, а основное здание - в глубине. Предок владельца был коллекционером и успел собрать огромную коллекцию оружия, военной амуниции, монет, наград и разных предметов эпохи инков. Золота, конечно, огромное количество - в виде украшений, масок, домашней утвари, вставок в нос, касок, кастетов-нунчаков и т. д. Опять же обращали внимание собранных предметов на связь с культурами (сложившимися до прихода испанцев и времён конкисты) и историческими эпохами. Об этом писать не буду, все можно прочитать в книгах и энциклопедиях.

По пути отмечаем все для нас интересное: например, на бензоколонках цена галлона бензина марки 95 - 13-14 солей, т. е. около 35 рублей за 1 литр.

День третий.
Ночью прошел дождь, но температура не опускалась ниже 20.C, а духота отсутствует. Видимо, сказывается близость океана.

Рано утром поели в кафе - как обычно принято в Перу на завтрак, нарезанные кусочки папайи, ананасов и бананов, салат из арбуза, бананов и ананаса (кажется, еще были кусочки суховатых и твердых яблок), хлопья с йогуртом, молоком или какао, кофе, тосты, масло, джем и булочка.

Затем за нами заехали и уже в 5.55 мы стартовали в направлении автобусной станции, чтобы на шикарном двухпалубном автобусе (у нас были места наверху, ╧9 и ╧10, но мы тут же перебрались на свободные места ╧ 1 и 2) перебраться в Наску и посмотреть сверху на рисунки тысячелетней давности, изображающие растения, птиц, зверей, "астронавта" и какие-то узкие треугольники (размер треугольников превышает 3 км).

Проехали интересные города Ика (огромный собор, синяя водонапорная башня, кругом "тук-туки" - мотоповозки на одного-двух человек, но однажды мы видели, как туда залезли трое), Паракас (курорт на берегу океана, с большой закрытой бухтой, пылью и жарой).

После Паракаса резко свернули влево и помчались по пустыне Наска, сначала по серпантину, потом по равнине, серой, с редкими плоскими палатками-кибитками, отстоящими друг от друга метров на 50-100. Как там можно жить людям? А ведь изредка там попадались люди, бегающие дети, переносимые ветром пакеты и бумага. Редкие деревеньки, без полей и огородов, с торговыми палатками вдоль шоссе, кругом очень бедно одетые люди. Жилая площадь домиков вряд ли превышает 20-25 метров (вместе с животными, если они там есть).

Встретили в турбюро Наски великолепно, радушно и тепло к тем 35., которые были на улице. Мы изъявили желание тут же полетать над пустыней на 6-местной Сессне С207А компании Alas Peruanas, а потом продолжить экскурсионную программу на земле. Нас отвезли в аэропорт, заплатили, как везде в Перу, аэропортовский сбор (20 солей на местных линиях и 70 - на международных авиалиниях), посадили 5 человек в калымагу под названием самолет и, дребезжа и подпрыгивая на кочках, через 10 минут запуска движка нам удалось взлететь и взять курс на таинственные фигуры, изваянные непонятно кем и когда (начало выкладки датируют 200 г. н. э.), да с какой целью (то ли предсказать очередное нашествие холодного периода Эль-Ниньо, то ли выполнять астрономические наблюдения, то ли с ирригационной целью).

Фигуры выложены белыми камешками в канавках сантиметров 30-40 шириной и 10 см глубиной. Сверху (метрах со 100-200) можно различить различные фигуры (размером от 30 до 300 м): кондора, кита, собаку, дерево, цветок, колибри, паука, ящерицу, попугая, "астронавта", фламинго, узкие и длинные треугольники. Фигуры видны плохо и становятся заметными лишь после настойчивого указания пилота.

Фотографировали сначала с одного борта, потом, после виража, с другого. Слегка укачало и из самолета мы все вылезли несколько позеленевшие. Но зрелище того стоило. Конечно, никакими внеземными культурами здесь не пахнет - так могли высказывать свое отношение к природе люди, которые не знали других средств выражения (сейчас это делают дети и взрослые дяди, рисующие цветными мелками на асфальте).

Вернувшись в Наску, купили арбуз и поехали в отель Махоро (Majoro), расположенный километрах в 5 от города, в центре пустыни, но справедливо названный "Оазис в пустыне". В номерах отсутствовал телефон, телевизор, под потолком постоянно и бесшумно вращался вентилятор, но в душевой вода была и холодная и горячая. Огромный двор отеля застроен одноэтажными корпусами с номерами, утопающими в тропических растениях - деревьях с красными и синими цветами вместо листьев, пальмах, каких-то кустах, кактусах и т. д.

По территории отеля, которая обнесена глухим и высоким забором, с воротами и охраной, ходит лама с влажными глазами, белая лошадка, тройка павлинов с молодняком, летает мелкая птичья братва. Есть два бассейна - один зарос травой и покрыт желтыми листьями, а второй - вполне пристойный, чистый, с теплой водой, размером 10х5 м, глубокий, с креслами-лежаками, зонтиками, полотенцами, но без раздевалок (я переоделся рядом, за первым кустом). В отеле и в столовой встречали немцев и французов. Русских нет и в помине.

Вечером попытались выйти в город (на reception нам сказали, что до города 10 минут, только не уточнили, на чем - на ногах или на машине). Начало темнеть, а по пустынной пыльной дороге, с одной стороны засаженной жесткой и высокой травой-кустарником, начали движение двое туристов. Дорога темна, машин нет, да и людей тоже. Примерно через километр дорогу пересекал дымный поток - какая-то инка жгла траву, видимо, для расширения своего земляного участка. Вышли на шоссе уже в темноте, но на плакате-указателе смогли прочитать, что расстояние до нашего отеля равно 1,8 км.

Пошли дальше, налево, туда, где далеко-далеко сверкали какие-то огоньки. Мимо проносились машинки, бегали собаки, а потом, после каких-то развалюх, начались "культурные" постройки. Зашли в первый попавшийся отель, украшенный рождественскими огоньками, и у администратора спросили дорогу в город. Нам с улыбкой сказали, что, мол, на той стороне нужно остановить машину, и "за 2 соля вас довезут до города". Так и сделали. Долго ждать не пришлось, и уже через 5 минут были в центре города Наска.

Вечером на улицах города, размером с наш районный центр, было комфортно, не более 25., дул легкий ветерок, но из-за облачности Южный Крест виден не был. Работали многочисленные лавочки и магазинчики, дискотеки, что-то жарили и продавали на улице, прогуливались люди, нищие (да и забулдыги) просили подачку. Зашли в несколько лавочек, купили магнитики, шарфики, перчатки из шерсти альпаки, связку бананов за 2 соля и напоследок, пройдясь по центральному скверу с фонтанами, подсвечивающимися разноцветными лампочками, зашли в маленький ресторанчик.

Рыбка была великолепной - 3 запеченных рыбешки достались не только мне, но и прибежавшей на вкусный запах собаке. Местное пиво тоже было вкусное. За такси до отеля заплатили 10 солей, хотя, как нам потом сказали, можно было обойтись 5 солями. Вернулись в 11 вечера, полные новыми впечатлениями, покупками и знанием нескольких новых слов по-испански.

Главное впечатление: "Ну, попали на 10 минут до города!". Может быть, действительно, в Перу за время президентства Фукимори удалось резко снизить уровень преступности, а то раньше, как нам рассказывали местные гиды, на улицу без нужды выходить не рекомендовалось (особенно это касалось туристов). Вот и нам повезло, а то остались бы навсегда в центре пустыни Наска, оставившей миру следы своей могучей и древней культуры.

День четвертый.
Утром нас повезли в город, на посадку в автобус в Лиму, который уходил часов в 11-12 утра. В фирменном магазине успели купить по паре плоских бутылочек с местной водкой "Писка", имеющей более приятный вкус, чем виноградная самогонка, известная в бывшем СССР. На пути в Лиму подсело много народу. Рядом с нами ехали какие-то студентки из США, работавшие в Перу в местных семьях и ездившие по стране по обмену. Естественно, у них о Перу возгласы только восторженные, как, впрочем, и у нас.

В Лиму прибыли в 19.30, а на полпути, в 15.00, в автобусе испортился кондиционер. В порядке компенсации за неудобства дали второй раз еды, напитков разных (один ланч входит в стоимость билета).

Вечером прогулялись по городу. На площади в центре Мирафлорес поставили елку, воздвигли эстраду с экранами, народу - тьма, с детьми. Что-то изображали кукольные персонажи, потом был продолжительный и красочный фейерверк, видимо, в честь праздника Святой девы Марии, который отмечается в ранге государственных праздников 8 декабря. Посетили рынок самодеятельных художников, рядом с подсвечивающимся кафедралом (т. е. собором, который, по традиции, выстроен в 16 веке в стиле испанского барокко с элементами готики) нашего района.

Картины несколько примитивные (как у нас на Арбате), но со своим стилем (южноамериканским, что ли). Цены на картины начинаются от 100 солей. А в кафедральном соборе в 20.30 началась свадебная церемония: ряды скамеек у центрального прохода были украшены букетами из белых гладиолусов, жениха привела мать, невесту (минут через 5-10) ввел в церковь отец, и священник торжественно начал читать молитву.

Окончания мы не дождались - родственники брачующихся оккупировали все передние скамьи и с трепетом внимали словам молитвы и давали напутствия молодым. Под конец прогулки напротив нашего отеля, в ресторане Norsky.s, с водяной горкой и разными тропическими растениями, неплохо поужинали - кроме мясного блюда, взяли какие-то шарики из теста с начинкой из сыра, картофеля и с перуанскими приправами. Было очень вкусно.

По приходу в гостиницу проверил, как работает местное FM-радио. Если в Наске было только 8 станций, то в Лиме - 31.

День пятый.
Снова встали ни свет, ни заря - в 9.30 улетал самолет в Куско. Расстояние - как от Москвы до Питера, 55 минут полета, но обслуживание на высоком уровне. Улыбчивые стюардессы, газеты, напитки, ленч. В Куско встретила Кэрол, которая только учится в местном туристском училище, но старалась скрасить наше пребывание предупредительным отношением и вниманием.

Только успели устроиться в отель с испанским двориком, навалилась жара и головная боль - все же высота города 3300 м над уровнем моря, воздух разрежен, радиация солнца сильная, воздух сухой. По совету Кэрол выпили по паре чашек горячего Матэ-кока, пожевали по три листика коки, а сами еще выпили по таблетке от горной болезни (на 80 или 90% таблетки состоят из банального аспирина, разжижающего кровь).

Вышли из отеля и видим, что все полицейские силы Куско демонстрируют свою мощь перед нашим отелем - стоят рядами, отмазанные темной краской, чего-то держат, кто-то из них одет в лохмотья для маскировки, есть подразделение подводной полиции - с трубками, ластами и масками, в гидрокостюмах, есть моторизованное отделение.

И это - на фоне какой-то земли и камней, приготовленных для ремонта мостовой на этой улице. Правда, полицейские быстро рассосались (а было их человек 300) и мы пошли в универсам (Market), хотя хотели попасть на местный рынок, но мы с Кэрол не поняли друг друга. В магазине купили воды и местных фруктов, хлеба, чего-то сладкого, манго, сока.

Апельсины оказались слаще, чем у нас, желтоватая дыня оказалась тоже сладкой, с зеленой мякотью (похоже на тот сорт, который продается на Монмартре в Париже), из тропических фруктов попробовали какие-то оранжевые шарики, размером с мелкое яблочко, с черными семечками, плавающими в желе; оказалось вкусно. Яблоки же оказались суховатыми и твердыми. Соки манго и нараньи очень вкусные и дешевые.

Только успели забежать в отель, занести покупки, сразу назад, на четырехчасовую обзорную экскурсию по Куско. Выдали Туристический билет по Куско, с правом посещения 12 примечательных мест в Куско и Священной долине. Именной билет действителен в течение 10 дней (с обедом в отличном ресторане). Кроме Куско, расположенного рядами, все выше и выше, где дешевле жилье, на следующий день посетили города, где и сейчас живут потомки инков.

День шестой.
Священная долина инков. Города вдоль реки Урубамба - г. Урубамба, Писак (с большой барахолкой), Саксаюаман, Кенко, Пукапукара, Тамбомачай, Калка, Ольятайтамбо, Чинчеро. А сколько еще не видели! Пикильякта, Типон, Морай, не успели посетить ни один из 4-х музеев в городе Куско. Все, что видели, описано в книжке о Куско и его окрестностях, повторяться не буду.

Скажу лишь, что потрясло строительное искусство инков: как они строили под наклоном стенки своих домов, шлифовали поверхность многогранных камней, укладывали блоки так, что даже листик бумаги не просунешь, как втаскивали огромные блоки на гору (некоторые камни весили до 1200 т), для строительства оборонительные сооружений, как крепили каменные блоки друг с другом (связующими растворами не пользовались).

При сильных землетрясениях разрушений практически не было, так как блоки скользили по поверхности друг друга и вставали на прежнее место. А сельское хозяйство, мелиорация, астрономические наблюдения, ремесленничество, металлургия, ювелирное искусство, оружие, строительство дорог (хотя колесо инкам известно не было, дорог, достаточных для прохода 3 человек с ламами, было то ли 20, то ли 40 тысяч километров!)! Ведь все это было до развития культур в Европе, может быть, почти одновременно с Китаем и Индией. В общем, для нас это - культурный шок.

Во второй половине дня, как обычно в это время года (влажный сезон начинается в ноябре-декабре и длится 6 месяцев) из-за гор на Куско находит черная грозовая туча, местами казавшая темную стенку дождя, зигзаги частых молний и гром. После 14.00 без зонтика (который, впрочем, часто не спасал от ливневых потоков) или пленочной накидки по городу ходить не принято. По улицам ходят черные хрюшки, иногда пробегают собаки, но кошек не видно, везде просят что-либо купить дети или толпы нахальных торговцев. Правда, за руки не тащат, отбиваешься словами типа "No, gracias". Культура, блин.

Говорят, хорошо работает туристическая полиция, которую все боятся. Еще бы, какой доход государству приносят богатенькие туристы из Европы или Америки! Сфотографироваться с ламой - нет проблем, плати соль, с инкой в национальной одежде - соль, с детишками с овечкой - тоже соль. Рыскают фотографы, снимают туристов, а потом, когда уже сидишь в автобусе, предлагают купить свое фото, наклеенное на готовую фотооткрытку из Куско.

В Чинчеро зашли в какой-то инкский дворик. Кроме вешалки со шмотками для туристов, там был сарай, на пороге которого сидела трехцветная кошка с котенком. Внутри сарайчика лопали какие-то крыски-суслики. Оказалось, что здесь хозяева разводят самого вкусного грызуна, под названием "куй", которых потом, после обдирки, насаживают на стержень и жарят на огне. В сарае их было штук 20-30, а кошки периодически ходили вокруг "стада".

День седьмой.
В 5.50 утра мы с Кэрол уже стояли у отеля, ждали трансфер на вокзал. На вокзале гид нас не встретил, поехали сами. Три часа дороги пролетели незаметно: красивые виды гор, следов деятельности человека в деревнях вдоль бурной мутной речки. Живописные повороты самой прибыльной ж. д. дороги в Перу, тропки по горам, грядки на склонах под углом градусов 35-40. Завтрак с кофе. По прибытии в г. Мачу-Пикчу - никто не встречает, мелкий дождь, из ущелий и между горами срываются клубы тумана и облака. На челноке-автобусе подъехали ко входу в заповедник. Дорога вьется серпантином, кругом лианы, джунгли, сырость, скользкое глиняное покрытие.

Дождь усилился, но между потоками дождя нарисовался наш гид (а может, и не наш, просто этот проходил мимо и набирал англоязычную группу). Сразу начался крутой подъем по каменным ступеням, уложенным инками лет 300 назад. Чтобы поспеть за гидом, пришлось обгонять медленно идущих туристов из Европы и резко вскочить на точку, откуда открылся великолепный вид на древний и неизвестный конкистадорам город, который был открыт в сильно заросшем и заброшенном виде только в 1911 году.

Не знаю, как там с энергетикой дело обстоит, но усталости - как не бывало, рассказ гида был очень интересен, потрясающие виды на Храм Инки, священную гору инков и рядом стоящие вершины (с флагом Перу), в низину, где на глубине 1 км течет река Урубамба, бешеный ток густого тумана из ущелий вверх, террасы, где когда-то собирали большие урожаи и выращивали красивые цветы (в основном, орхидеи), жило около 1500 человек, почти не общавшихся с внешним миром.

Сносно покормили обедом, мы поставили печати Мачу-Пикчу в паспорта и поехали назад, на поезд Tour del Sol, идущий в Куско, отправлением в 14.20. На обратном пути проводники устроили представление, показ мод с танцами, проходами и прыжками. Пассажиры охотно покупали пончо, вышитые накидки, платки, вязаные маски и пр.

День восьмой.
Утренний рейс в Лиму компании Star Peru, а потом, через два часа - отправление в Сантьяго, компания LAN Peru. В аэропорте Лимы купил отлично изданную книгу Discovering Peru, и описывающую все то, что следует знать об этой удивительной стране.

Через 4 часа приземлились в Сантьяго. Встретил Лео, гид-водитель, великолепно говорящий по-английски и знающий, как показалось, все и обо всех в Чили. Как только устроились в отличном 4-х-звездочном отеле Principado de Asturias ("Принц Астурии"), сразу пошли погулять по городу. Прошлись по центру, по площади Plaza des Armas (зеленой и красивой), поменяли деньги (за 100 долларов дают от 49000 до 49700 песо), чего-то пили, ели мороженое, поужинали. Удивились обилию аптек, которые, как нам показалось, находятся на каждом углу.

В этот день был футбольный матч между популярными городскими командами и мы на себе узнали горячность болельщиков. Кругом ездили броневики, группами передвигались "Carabineri de Chile", кое-где были сдернуты ограждения в скверах, на тротуарах было грязно, валялись клочки каких-то бумажек, обертки от пищи. Недалеко от нас пролетела и разбилась пустая пивная бутылка, после чего стало как-то неуютно ходить по быстро вымирающему и не доброжелательному городу, и мы пошли спать. В номере ели купленную на рынке чилийскую клубнику и черемойю. Даже наутро одну черемойю вдвоем доесть не смогли, настолько она была приторно-сладкой, но все же чертовски вкусной.

День девятый.
С утра - экскурсия по городу - старая застройка (испанское барокко), смена караула у президентского дворца Ла Монеда, центр изящных искусств, музей почты на Почтамте, который поразил обилием коллекции марок всех стран, входящих во Всемирный Почтовый союз, и открытым доступом к ней, воспроизведением условий, в которых работала почта Чили лет 100-150 назад. Были на самой высокой точке города - на холме, откуда виден весь город в обрамлении Анд, в музее изящных искусств (только из 3000 заявленных картин удалось обнаружить лишь сотню, да и то чилийских художников) и на временной выставке китайского глиняного войска.

В центре сходили в универсам, купили всякой еды (воды, соков, хлеба, консервов, компотов) для завтрашнего отбытия на о. Пасхи, и приехали в наш отель на метро. Видимо, попали не очень удачно - народу было столько же, сколько в московском метро в час пик. Несмотря ни на что, доехали благополучно.

День десятый.
С утра отчалили в аэропорт. В 9.45 взлетели и взяли курс в набитом до отказа самолете на запад, на точку, находящуюся за 3762 км от Сантьяго. В самолете скучать было некогда (см. выше, описание самолета Boeing 767-300 компании LAN Chile).

Остров Пасхи встретил противным, непрерывно идущим дождиком. Верхние части вулканов были окутаны туманом и облаками, на море - волнение 3-4 балла, кругом черная лава. За пару долларов такси домчало до нашего отеля Otai. Номер оказался полный муравьев, но не кусачих. Они заползали сразу и во все открытые (и закрытые) места в рюкзаке и сумках. Но при этом интересно, что на верхней полке в номере муравьи отсутствовали. В номере нас ждала листовка, в которой содержалось предупреждение об опасной болезни (типа лихорадки), которая может переноситься местными комарами. Комаров мы видели, но болезнь, слава Богу, миновала.

На территории отеля много пальм, цветов, цветущих растений, банановых деревьев. Рядом с номером - криволинейный бассейн размером 10х5 м, с понижением дна до 2,5 м, на дне виден песок и муть. Все равно хорошо, когда на море шторм и большие волны.

Первая прогулка - к первому истукану около аэропорта, где центр дайвинга. Впечатлили размеры истукана. Почитали плакаты, развешанные вдоль главной улицы Ханга-Роа, о независимости малых островов и государств, знакомились с памятниками, магазинами, прокатными пунктами и кафе острова. В магазинах оказалось, что слухи о высоких ценах на острове сильно завышены.

Например, магнитики можно купить за 4-5 долларов, пообедать - за 10-15 долларов, майку с логотипом и рисунком можно купить за 15-20 долларов, различные статуэточки - за 3-8 долларов. Правда, фигурки истуканов размером побольше, скажем, сантиметров 25-30, стоят уже 60-80 долларов. Фигурки вырезают на любой вкус и любой карман - из дерева, вулканического туфа, полудрагоценных камней.

Зашли в одно турбюро. Нам показали карту острова (за нее запросили 10 долларов), схему заповедника и сказали, что экскурсия на 4 часа стоит 60 долларов, число экскурсантов - не более 15 человек. Мы вежливо отказались, тем более, что перед поездкой читали много об острове, да и с собой взяли литературы из туристических журналов. Решили так: если завтра будет дождь, то на день берем машину напрокат, а если нет - то велосипеды.

День одиннадцатый.
Всю ночь шел дождь и после завтрака мы поплелись в прокатный пункт, где шустрый испанец выдал на сутки SUZUKI за 104 доллара. Сразу поехали на пляж Анакена, который находится почти в 20 км от Ханга-Роа. Это самая отдаленная точка острова, куда ведет сносная асфальтовая дорога. В остальные места тоже можно проехать, но когда-то укатанные грунтовые дороги превратились в дороги как после беспорядочной бомбардировки или гранатомета - глубокие ямки диаметром 25-40 см, наполненные грязной водой.

На пляже дождь слегка стих и мы даже окунулись в воды Тихого океана. Волнение в бухте небольшое, народу - ноль, на щите объявлений - рекомендация защищать свою кожу от ожогов, так как уровень радиации, несмотря на облачность - от 3 до 5 баллов. После съемок группы из 5 истуканов и одного лежащего в траве направились к Овахе, с другой стороне маленького вулкана, но успеха не достигли - из-за размазанной дороги пришлось возвращаться назад.

Но все же по всему южному берегу острова проехали - останавливались в местах, отмеченных табличками, фотографировали истуканов и вулканы, посетили основную мастерскую на склоне вулкана Рана Рараку, откуда то ли 600, то ли 1000 истуканов лет 500-700 назад разошлись по острову, по глинистой тропе спустились в кратер Маунга Пуи, оценили ²пуп земли⌡ - магнитный круглый камень, от которого будто бы идет тепло, любовались петроглифами и геоглифами, созданными лет 700 тому назад, посетили место ритуальных сожжений и киданий младенцев в океан.

Потом решили посмотреть, какая дорога идет на вулкан Рано Кау (Оронго), где находится вторая часть природного заповедника, куда пускают по тому же билету, купленному у "мастерской". Дорога оказалась весьма опасной для машины, но до ворот мы все же добрались. Сплошной сырой туман, дождь и низкие облака. А оттуда в хорошую погоду видны два скалистых островка, куда плавали претенденты на пост вождя рапануийцев. Кто раньше приплывет - тот и будет вождем.

Кратер вулкана также виден был плохо - а ведь его диаметр 1,8 км, и он является основным водохранилищем питьевой воды, собираемой из атмосферных осадков. Там же очень много ритуальных построек местных жителей, сделанных из плоских камней, и вроде бы техника строительства почти инкская. Мы же пришли к выводу, что жители о. Пасхи - ни в коей мере не потомки инков, приплывших лет 900 из Перу, как утверждал Т. Хейердал, а потомки полинезийцев, приплывших сюда по экваториальному течению с островов южной части Тихого океана.

Кстати, на о. Яп есть отголосок древних вырубок из камня - там находят круглые каменные диски, которые являлись когда-то деньгами, причем, чем больше диаметр диска, тем дороге денежка. А на о. Пасхи - истуканы, массой до 200 т., которых постепенным наклоном и переступанием слева направо двигали в разные места острова и ставили на платформы, поклонялись им как памятникам родам "длинноухих".

Шапки на истуканов нахлобучивали постепенным затаскиванием на голову путем постепенного подсыпания мелких камней под постепенно шапку, втаскиваемую с помощью веревок. Таких же истуканов обнаружили на некоторых островах Тихого океана и по западному побережью Центральной и Южной Америки.

Остановившись у Интернет-салона на правой стороне улицы (при движении от моря), чуть было не заплатили штраф за нарушение правил парковки (ну и ну!). Оказывается, что парковаться можно было на правой стороне улицы, в направлении к морю.

Остров Рапануи был в полной изоляции 700 лет, до своего открытия в 1722 году. После восстания "короткоухих", которые перебили всех "длинноухих" и забросили мастерскую по вырубке статуй, что произошло в XVI веке, было и людоедство, множество лишений и бед, главным образом от болезней, занесенных гостями, население сократилось с 12 тыс. до 4-5 тыс., потом и до 111 человек. До 1962 года покидать местным жителям остров было запрещено. Здесь был лепрозорий. Да и сейчас местные как-то не очень жаждут покинуть свой остров, всегда на него возвращаются. О жителях острова и об их рассказах в самолете смотрел великолепный документальный фильм.

День двенадцатый.
С утра шел дождик, но потом распогодилось и местами даже выглядывало солнце. Сдали машину и прошли прогуляться. Прошлись по западному берегу острова, увидели истукана, в глазницы которого вставлены кораллы; говорят, что раньше такие вставки были у всех фигур. Бегают собаки. Колоритное местное кладбище. Рядом - местный музей, куда зайти уже не было времени. Потащились в aeropuerto. Вылет был назначен на 14.00.

Очень медленно очередь двигалась через проверочную камеру на предмет обнаружения пищевых продуктов, растений и т. п., вывоз которых полностью запрещен. Отнимали даже бананы. В самолете нас ждало новое развлечение - следить за местом нахождения самолета по картам, сначала земного шара, потом континентов, потом Ю. Америки крупным планом (в пути на о. Пасхи эта функция не работала). Примерно то же, но уже на нескольких потолочных экранах, можно было следить за полетом по маршруту Сантьяго-Мадрид.

Несмотря на позднее прибытие в Сантьяго, мы предупредили Лео о том, чтобы не расслаблялся, так как мы утром, часов в 9, едем в Вальпараисо.

День тринадцатый.
Поспали часов 5, но утром выехали по расписанию - через 60 километров нас ждала винная ферма, где состоялась экскурсия по подвалам и рабочим помещениям. Продегустировали вино, белое и красное, сфотографировали 50 га виноградников, обсаженных розами для привлечения вредителей, и поехали дальше. Винья-дель-Мар понравился своей курортностью и красивыми зданиями.

После обеда в приморском ресторане спустились на прекрасный пляж, на котором было несколько человек, никто не купался, лишь детишки мочили ноги. Песок хоть и обжигал, но температура воды вряд ли превышала 18., но я все же дважды рискнул подлезть под волну. О плавании речи не было - сильное обратное течение могло утащить навсегда. Конечно, океан - это не море, шутить не позволяет. Прибойная волна никогда не бывает маленькой.

В Вальпараисо на фуникулере поехали наверх, на смотровую площадку, с которой порт и бухта видны как на ладони. Лео же проехал на машине и там нас встречал. На площадке масса сувенирных киосков, где мы отоварились по полной программе. Последний заход за сувенирами был этим же вечером в Сантьяго, в Patio Bellavista. Везде на улицах стояли столики, молодежь пила пиво, играла на барабанах, гитаре, пели и смеялись.

День четырнадцатый.
С утра намылились в зоопарк, опять пройдя мимо района Беллависта, но столиков, еще вечером стоящих на улице, уже нигде не было. Мы спешили попасть в зоопарк, чтобы уже в 11.30 быть у отеля и выехать в аэропорт. Зоопарк, находящийся в середине холма, на вершине которого стоит статуя Св. девы Марии, открылся в 10.00, маленьких детишек повели смотреть на белого медведя, гиппопотама, жирафов, а мы пробежали по клетке с птицами, посмотрели варана, паучков симпатичных (по 5-6 сантиметров в диаметре), змей и т. д. Зоопарк, конечно, значительно беднее, скажем, пражского или берлинского, но совсем не плох.

Регистрация прошла относительно быстро, мы закупились последними сувенирами и книжками и прошли на посадку. Трижды кормили, но вскоре после набора высоты иллюминаторы были закрыты, воцарилась относительная тишина, даже дети перестали бегать по салону, только наши соседи справа непрерывно болтали о чем-то своем, перемежая беседу взрывами громкого смеха. В Мадрид прилетели в 2.10 по чилийскому времени, или в 6.10 - по мадридскому (8.10 - по московскому). Немного послонялись по огромному аэровокзалу Барахас, в отделении для транзитных пассажиров, в 7.00 стали открываться магазины duty-free, что немного сгладило ожидание московского рейса.

Немного статистики. Общий километраж 38645 км, в воздухе находились ровно 46 часов. Использовано 10 самолетов типов А319, А340-600, Sessna С207А, Boeing 737-200, Boeing 767-300, Boeing 319.

 добавить свой рассказ


КОММЕНТАРИИ ПО РАССКАЗУ





SVALI.RU
©Данио-Пресс 2005. Все права защищены.
Использование материалов сайта возможно только с согласия администрации сервера.
По вопросам рекламы и размещения информации обращаться сюда.
Рекламно-информационное агентство 'Данио-Пресс'
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100