Турпортал Svali.ru   |   Поиск туров, описание туров, заказ, цена Туры   |   Бронирование отелей по всему миру, описание отелей, фото отелей Отели   |   Бронирование авиабилетов Авиабилеты   |    Метеоновости   |    Информеры   |    RuMeteo.ru

   сделать стартовой     добавить в избранное
Туристический портал Svali.ruТуристический портал Svali.ru Svali.ru
  
  

ГЛАВНАЯ

КУДА ПОЕХАТЬ?

КАТАЛОГ СТРАН

(описание, города, карты, фото, погода, климат)

АВИАБИЛЕТЫ

(поиск,бронирование авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы)

ПОИСК ТУРОВ

(каталог туров, описание, заказ, цены)

БРОНИРОВАНИЕ ОТЕЛЕЙ

(бронирование, описание, фото, туры, справочник категорий и сокращений)

КАТАЛОГ ГОРОДОВ

      ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ

Швейцария

Цюрих, Швейцария.

Цюрих, Швейцария.

Ночной Цюрих, Швейцария.

Ночной Цюрих, Швейцария.

все фото (35) 


Рассказы путешественников Швейцария

[Каталог стран Швейцария]

 Швейцария - рассказы туристов
 добавить рассказ  все рассказы  Мои рассказы


Швейцария, много букв (337x450 79Kb)

Швейцария, много букв (337x450 75Kb)

Швейцария, много букв (600x450 87Kb)

Швейцария, много букв (337x450 70Kb)

Швейцария, много букв (600x450 115Kb)

Швейцария, много букв (600x450 109Kb)

Швейцария, много букв (600x450 73Kb)

Швейцария, много букв (600x450 87Kb)

Швейцария, много букв (337x450 82Kb)

Швейцария, много букв (600x450 109Kb)

Швейцария, много букв (600x450 93Kb)

Швейцария, много букв (600x450 75Kb)

Швейцария, много букв (600x450 102Kb)


Швейцария, много букв

Поездка в Швейцарию - это борьба здравомыслия, как минимум, забота о бюджете, и интереса к действительно своеобразной стране. Де факто, Швейцария - это самая цивилизованная из "горных" стран нашей планеты, и стоит ехать исключительно ради гор. "Вкусно" описать природу трудно, легче посмотреть фото, сделанные профессионалами, а вот личными могу поделиться, и это как раз не очень трудно.

Мы совершили марш-бросок на электричках по такому вот хитрому маршруту:

День первый: Прилет в аэропорт Цюриха в середине дня, поездом до Берна.

Второй день: Из Берна в Мейринген, осмотр Рейхенбахского водопада, и далее в Церматт.

Третий день: из Церматта в Санкт-Мориц на "Ледяном Экспрессе", это такая экскурсионная электричка с панорамными окнами.

Четвертый день: из Санкт-Морица непосредственно в Цюрих.

Пятый день: вылет на родину.

Собственно говоря, маршрут можно составить какой угодно, на сколько угодно дней и с посещением каких угодно местечек. Железнодорожная сеть очень разветвленная, а график движения такой, что можно двигаться хоть с десятью пересадками, точно попадая в ритм, и не теряя времени на ожидание. Один из наших переездов включал три пересадки, на которые мы в общей сумме потратили двадцать минут. Иногда поезда опаздывают, но не намного, на пару минут.

Собственно говоря, о поездах и поездках. Для подобного отдыха выгодно покупать так называемый Swiss Saver Pass, это такой проездной, который позволяет пользоваться почти всеми видами транспорта, включая городской, посещать почти все музеи и иметь кучу других скидок. Условия использования очень просты - когда проходит контролер в поезде, предъявляешь его вместе с паспортом, никаких больше билетов на вокзалах покупать не надо.

Трудностей в этом Swiss Pass несколько, во-первых, длительность его фиксированная, например четыре, восемь и т. д. дней, т. е. на пять уже не купить, а во-вторых, что он не такой уж и дешевый. У нас на двоих (со скидкой) на четыре дня вышло 226 франков, за второй класс, это что-то около семи с половиной тысячи рублей.

Теперь же о плюсах. За четыре дня мы накатали, по самым скромным подсчетам, не менее семиста километров, из которых двести с хвостом пришлось на Ледяной Экспресс. Сам же Экспресс стоит порядка 136 за второй класс на одного за полный маршрут из Церматта до Санкт Морица, т. е. у нас Пасс окупился уже самим Экспрессом.

Еще немного о меркантильном. Мы успели в последний день действия зимних тарифов, летом же тарифы растут, в некоторых случаях в 2 раза. Поступили следующим образом. Забронировали места, это отдельная услуга, зимой 13, а летом 30 франков, и попали в вагон первого класса. Поскольку Пасс у нас второго класса, то возникло ощущение, что что-то не так.

Нашли сотрудника, проверяющего билеты, и нам повезло, во-первых, им оказалась девушка, которая проверяла билеты у нас в предыдущий день, и явно нас запомнила, а во-вторых, она, не моргнув глазом, сказала, что-то вроде "тут я главная, так что никаких трудностей у вас не будет". Не буду расписывать все остальные прелести Пасса, но очевидно, что если есть необходимость передвигаться по стране на поездах, каждый день сто километров и более, вдвоем, то это идеальное решение.

Теперь по пунктам путешествия.

Прилетев в аэропорт Цюриха, мы тут же выехали в Берн. Как часто бывает в Европе, Аэропорт имеет собственную ЖД платформу. Вокзал Берна, а также его ближайшие окрестности произвели дикое впечатление. Грязненько, много пьяни и рвани, значительное количество каких-то асоциальных элементов типа "БОМЖ vulgaris" - жуть.

Если отбросить знаковые артефакты, одежда, обстановка и т. д., и оставить эмоциональное восприятие, то на вокзале Берна в 2012 году можно почувствовать себя как на вокзале Екатеринбурга в 1997. Конечно же, все не так плохо, но определенный негатив был, ожидали всего чего угодно, но только не такого бардака.

Заселились в гостиницу, и пошли гулять по городу. О гостиницах я буду писать ниже, это отдельная история. Город, я имею в виду старый город Берна, это территория, которую образует вытянутая и узкая излучина реки Аре. Город не перестраивался вот уже лет наверное сто, а то и триста. Кстати, это река является притоком Рейна, только вот она, очевидно, не судоходная в районе Берна. Времени у нас было не так, чтобы много, и мы прогулялись по центральной улице, вернее той "гассе", которая состоит из нескольких улиц и ведет от вокзала до середины излучины реки и упирается в мост рядом с Медвежьей ямой.

Сама улица условно пешеходная, т. е. по ней ходят трамваи и автобусы, и иногда автомобили, видимо, имеющие специальное разрешение. По всей улице, это метров восемьсот, в галереях, располагаются магазины, бары и несколько отелей. Кроме галерей, очень много подвальных помещений, где опять же магазины и бары. В день нашего приезда в Берн Швейцария проиграла отборочный матч ЧМ по хоккею Канаде, и граждане Берна откровенно "квасили".

Все бары, работающие после семи вечера, были забиты местными жителями. Подобное "поголовное" пьянство как-то не вяжется с тем, что Швейцария считается очень здоровой страной. Надо отметить, что не все жители пили пиво, часть из них совершала прогулки, бегая трусцой, но это не редкость для Европы.

Стоит отметить, что магазины часто закрываются в половину седьмого, а то и раньше, то же самое с кафе, после восьми работают только отдельные бары и рестораны, как правило, при отелях.

На улице есть две знаменитые часовые башни. У одной из башен циферблат чуть ли не восемь метров в диаметре, самый большой в Европе. Еще на улице огромное количество некогда утилитарных фонтанов. Это действительно утилитарное сооружение, диаметром чаши метра три, в центре колонна и скульптура на ней. Из колонны выходят четыре горизонтальных крана, длиной около метра. А под ними два металлических прута, на которые ставят емкость для воды.

В музее видели фотографии начала двадцатых годов двадцатого века, на которой женщины стирали белье в деревянных емкостях, беря воду из фонтана, и сливая грязь в водосток, который идет посередине улицы, видимо, прямо в реку. Водосток зарешечен, правда, местами решетки убраны, так что запросто можно туда упасть, утонуть не утонешь, но синяков будет много. Таких фонтанов несколько, не скажу точно, но что-то около десяти только на этой улице.

Еще множество в других местах, это как раз то самое наследие прошлого, когда отсутствовал центральный водопровод, канализация и прочие радости современного мира. Это те самые знаменитые бернские фонтаны.

Как я уже говорил, улица заканчивается мостом, за которым находится Медвежья яма. По одной из легенд имя городу дал медведь, "бер" по-немецки. Нынче же медведи содержатся на склоне реки отделенные от жителей забором и прочими инженерными сооружениями. Медведи забавные, живые, активные.

Кушать мы решили в ресторане какого-то отеля, недалеко от моста. В этот раз не буду донимать читателя гастрономической темой, отмечу, что это был, пожалуй, единственный возможный вариант покушать вечером, а значит и цена несколько выше, чем просто в кафе.

Утром же мысли о бардаке улетучились. Около отеля оказался небольшой блошиный рынок, на котором я присмотрел себе бронзовый подсвечник, а-ля минимализм, видимо, начало двадцатого века. Стоил копейки, но понимание того, что мне еще придется носить сумку с этим куском металла, меня остановило, а жаль. Тут же рынок сельхозпродукции. Итак, на свежую память две цены - спаржа, белая, крупная, порядка шестиста рублей за килограмм, клубника ровно в два раза дешевле.

Прогулялись, уже вдумчиво, при шикарной погоде, до берега реки. Река потрясающая. Это бурный поток зеленой, ярко зеленой воды, фотографии, по крайней мере, сделанные мыльницей, этого не передают. Видимо, то ли минералы так влияют, то ли освещение, но половина рек, которые мы видели, имеют очень красивый изумрудный цвет. Излучина реки образует каньон, и в нем просто фантастически смотрится система из двух мостов: один - каменный, монументальный, на высоте двух десятков метров, для транспорта, и второй - над самой водой, пешеходный.

У реки, из-за крутизны берегов, просто нет никакого оживленного движения. Это частные территории, идиллия и, видимо, очень дорогая идиллия. Милые строения в едином стиле, два, реже три этажа, терраса, двускатная крыша, реже сложной геометрии, скаты крыши, печные трубы, все окна со ставнями, везде на окнах цветы. К дому часто прилагается маленький, на несколько десятков квадратов, огородик.

Ставни, или как минимум жалюзи, во всей виденной Швейцарии - просто какой-то культ, обязательный элемент декора, даже в многоквартирных домах современной постройки. Само понимание того, что можно жить в столице, в месте, где тихо, нет транспорта, есть возможность сделать шашлык и настрогать салат из собственных овощей, при этом пешком за десять минут дойти до парламента, вызывает легкую зависть.

Посетили городской музей Берна, и были разочарованы. Наличествует бедненькая экспозиция, понимаю, что это снобизм, но ничего поделать не могу. Коллекция из Египта и Персии на две комнаты и лекционный зал, и несколько этажей, посвященных Эйнштейну. Часть, посвященная Эйнштейну и истории города, это не музей, это подборка фото и видеоматериалов, очевидно, это же можно увидеть в книге или документальном фильме, и посещать такое можно только с гидом, иначе неинтересно.

Просто смотреть фотографии и читать описание - скучно. Кстати, на музей можно смотреть со смотровой площадки, она через мост, и с нее же потрясающий вид на горы. От музея же видно Бернский собор, протестантский. На момент нашего посещения он был закрыт на ремонт, так что не пошли. Ну и виды все той же реки, очень необычно. Еще видели местный МВД, Центробанк и Парламент. Все очень компактное, без помпезности.

Есть один тонкий момент, он чисто психологический. Итак, есть огромное количество знаменитостей, живущих, живших, умерших в Швейцарии, но нет знаменитых швейцарцев. Так вот получилось, и это тоже определенный статус страны, ее восприятие.

Еще маленький момент, связанный с многоязычностью страны - в одной кафешке мы нарвались на ситуацию, когда официантка почти не понимала английского, т. е. понимала только отдельные слова, и как ни странно, не говорила по-немецки. В этот раз одна из наших спутниц по роду деятельности профессионально знает английский и неплохо немецкий. Официантка понимала только французский и местный вариант немецкого. Но надо отметить, что с языком, с английским, тут, во всей Швейцарии, существенно лучше, чем в Германии, например.

Из Берна мы двинулись в Мейринген, место, знаменитое меренгами (безе), и тем, что тут находится тот самый водопад, в котором Дойль утопил Холмса, Мориарти, а потом первого воскресил. Сам по себе гордишко, деревня по сути, малюсенький, и весьма провинциальный. От вокзала до фуникулера нужно идти минут пятнадцать, по улочкам частной застройки. Мы слегка заблудились и нам подсказали дорогу, а потом нам встретилась бабушка старушка на костылях, лет сто, не меньше, которая что-то пыталась нам объяснить на непонятном языке.

Как культурные люди, мы ее поблагодарили, и пошли своей дорогой, делать крюк из-за нашей ошибки в навигации. Выбравшись на финишную прямую, мы встретили ту же старушку, которая победно улыбалась, и что-то говорила, надо понимать - "я же вам говорила, что есть короткая дорога!".

Подъем на водопад осуществляется фуникулером. По пути подъема фуникулера девушки видели эдельвейсы, я как-то проморгал. Позже я посмотрел, что время цветения эдельвейсов - июль, так что, скорее всего, это было что-то другое. Сам водопад впечатляет, не Ниагара, но такое мощное локальное водопадение. Извините, конечно, но черта лысого выживешь, если туда упадешь! Описывать водопады бессмысленно, более того, объем стока меняется в зависимости от сезона, и описание водопада в мае радикально отличается от описания, например, в ноябре.

На обратном пути до станции мы купили аутентичные знаменитые меренги. Сладость конечно неимоверная, и они сильно отличаются от всего того, что я ел до сих пор, рассыпчатые снаружи они остаются тянучими внутри. Надо пробовать. Тут же пообедали банальной, но большой и достаточно вкусной, шавермой, и это был, пожалуй, самый дешевый обед за все путешествие. Шаверма - 8 франков, и пиво - 4. Дальше мы двинулись в Церматт.

Церматт де факто деревня, вернее эко деревня. Теоретически, весь транспорт на территории этого населенного пункта на электроприводе, но на практике мы видели и трактора и грузовики, использующиеся при строительстве, с традиционными дизельными двигателями. Деревушка знаменита шикарными горнолыжными склонами и четырехтысячниками, в частности, весьма эффектный Маттерхорн. Такая пирамидальная громадина. Ознакомиться с внешним видом легко. Заходим в супермаркет, ищем отдел шоколада, находим Toblerone и смотрим на эмблему, это и будет Маттерхорн.

В деревне занимательная архитектура. Значительная часть домов деревянные, ну или полудеревянные. Есть несколько особенностей. Во-первых, используется не брус или бревно, а лафет, сантиметров так десять на двадцать, во-вторых, как правило, первый этаж, или первый этаж и углы, или даже так, первый этаж и "простенки", каменные, или кирпичные под штукатуркой. Крыши часто крыты слоистым камнем, огромные куски сланца, так восемьдесят на восемьдесят и толщиной в три сантиметров лежат внахлест.

Есть совершенно уникальные строения. Каменная одноэтажная постройка, видимо, хозблок, по углам которой деревянные столбики, на которых лежат те самые слоистые камни, и на камне уже сруб из лафета. Между деревянной и каменной частью зазор в полметра, а то и больше, и, естественно, везде ставни. Подобная каменно-деревянная архитектура встречается достаточно часто по всей Швейцарии.

Единственный неприятный момент, эстетический, это цвет. Дерево от времени делается практически черным, и это смотрится очень мрачно, видимо, его так обрабатывают, или наоборот не обрабатывают. Еще есть типичные коровники на лугах, тоже из дерева, первый этаж собственно коровник, глухой, из лафета, и весьма низкий, второй этаж со щелями, высокий, метра в четыре, для сена. Но большинство таких построек, из тех, что мы видели, откровенно заброшено.

Из наследия деревни - из бывших поилок для скота, выдолбленные бревна, делают декоративные фонтаны или клумбы. В Церматте особенно смотреть нечего, это действительно дорогой горнолыжный курорт. Далее мы отправились на Ледяном экспрессе в Санкт-Мориц. Путь в двести с небольшим километров он преодолевает за 8 часов.

Итак, Экспресс. Для начала опять немного меркантильного. Как уже говорил, мы попали в вагон первого класса, и вам советую брать именно его. Особых отличий нет, кроме одного: сиденья чуть шире, проходы чуть больше это из-за того, что не два ряда по два кресла, а ряд в два кресла, и ряд в одно кресло. Кресла, кстати, повернуты попарно друг к другу, и между ними столики. Провести восемь часов в тесноте второго класса явно тяжело. И вторая особенность - еда.

Мы заказали заранее два варианта: мне из одного блюда, а жене из трех, с надеждой сделать комбинацию. 30 и 43 франка соответственно, 1000 и 1400 рублями. В итоге я получил бефстроганов с рисом и "овощами", супруга же плюс к идентичному горячему очень скромный салат в качестве второго блюда и на третье на выбор либо сыр, либо тирамису. Горячее с добавкой, так что голодным точно не останетесь. Минус - напитки, чай - кофе, за отдельную плату.

А чуть позже девушка пошла с двумя бутылками чего-то крепкого и начала всем предлагать по стопочке, но опять же, за отдельную плату. Не то, чтобы дорого все это выходит, но как-то не душевно. Да, про "овощи". Заказывая овощи, вы, скорее всего, получите либо чистую вареную морковку, либо микс из двух третей той же морковки, и какой-нибудь цветной капусты. Мне это сильно не нравилось, ибо я вареную морковку не ем.

Еще в Экспрессе мы купили сувенир, там выбор достаточно богат, снежный шарик, с которым чуть не огребли проблем на контроле в аэропорту, ибо его объем был, очевидно, больше ста миллилитров, и по идеи его в салон нельзя проносить. Нас пропустили под честное слово, что мы больше так делать не будем.

Собственно сам Экспресс, вернее виды. Это действительно потрясающе. Огромное количество шикарных склонов, как зеленых там, где пониже и потеплей, так и заснеженных на вершинах. Огромное количество водопадов, их просто десятки, милые деревеньки и пасторальные виды пасущихся коров с огромными колокольчиками на шее. Действительно все это стоит посмотреть. Знаковыми являются мосты, самый известный, ближе к Санкт-Морицу, построен не прямо, а по дуге, и имеет значительную высоту.

В реальности, из вагона электрички, он не производит такого впечатления, как его описывают, но посмотреть надо. Чуть не забыл. В одной из долин огромное количество замков, башен, церквей. Прямо таки средневековье. Еще очень заметно, как меняется природа в зависимости от высоты, если на шестистах метрах достаточно много леса, нормального, строевого, огромные луга, есть распаханные под посевы участки, даже встречаются небольшие виноградники.

То уже на высоте тысячи метров над уровнем моря леса явно пожиже, луга, конечно, есть, но не очень зеленые, и заметно меньше коров, построек и присутствия человека. Начиная же с полутора тысяч и выше, мы забрались на две тысячи, вообще почти ничего и никого нет. Кстати, экспресс забирается на такую высоту исключительно благодаря зубчатой передаче, т. е. между рельсами проложен дополнительный рельс с зубьями, а у Экспресса есть соответствующая шестерня.

Часто полотно проложено вплотную к обрыву, и обрывы бывают метров так под двести. Много тоннелей, один из которых поезд проходит за пятнадцать минут. Вообще проложить подобную сеть железных дорог в горах стоило, наверное, совершенно немыслимых усилий и финансов. Кстати, есть место, где автодорога упирается в гору, и если хочешь проехать дальше, то будь добр, загнать машину на жд платформу, видимо, оплати услугу, и тебя перевезут на другую сторону горы по тоннелю.

По пути следования есть остановки, но только одна более, чем на пять минут, в каком-то малюсеньком городишке, где и смотреть нечего, но размять ноги можно. Да, еще один момент - фотографировать придется через стекло, окна, конечно, панорамные, но отсвечивают. И еще - темные очки обязательны, иначе в солнечную погоду можно получить проблемы. По пути следования Экспресса туристу предлагается надеть наушники и периодически слушать пояснения на нескольких языках на выбор.

Это был как раз тот случай, когда пояснения были ну совершенно неуместные, либо просто не по теме, какие-то абстрактные исторические данные с кучей цифр, либо что-то по теме, но с запозданием или опережением.

Собственно, прибыли мы в Санкт-Мориц уже вечером, и пошли его рассматривать на предмет покушать. Город пуст. Почти все отели закрыты, рестораны тоже, не сезон. На многих магазинах висят таблички - мы откроемся 21 июня. Тут два сезона - зимний, он до середины апреля, и летний, он с середины июня, так что в мае запросто можно попасть в пустой город. Никаких достопримечательностей в шаговой доступности просто нет. В одном из путеводителей сказано - город исключительно некрасив. Подтверждаю - некрасив, но знаменит двумя зимними Олимпиадами, чемпионатами мира по всяким бобслеям и прыжкам с трамплина.

На следующий день мы двинулись в Цюрих, с пересадкой в Куре (Chur). Долго, нудно, не очень интересно, к тому же погода резко испортилась, и в Цюрих мы въехали под ливень. Первое, что "убило", так это просто огромный вокзал, Если все три вокзала на Комсомольской площади объединить, то как раз получится один вокзал Цюриха. Бросив в отеле вещи, мы разделились по интересам, и бросились на шопинг. О шопинге отдельно, позже.

Промотавшись часа полтора под дождем, это была суббота, и надо было успеть до закрытия магазинов, промокнув до нитки, решили, что пора кушать. Не тут-то было. Найти заведение с относительно приемлемыми ценами, это уже не самая тривиальная задача.

После этого уже решили, что можно и осмотреться. Город сам по себе не богат достопримечательностями. Центральная улица, Банховштрассе, полностью занята самыми дорогими в мире брендами. Все очень дорого, например, я в первый раз в жизни увидел кольцо с семикаратным бриллиантом.

Пройтись по улице стоит, хотя бы для получения представления о шопинге миллионеров. Есть и менее потребительские достопримечательности. В частности Фраумюнстер, 853 года основания, бывшее аббатство, знаменито витражами, которые оформил Марк Шагал. Это действительно очень нестандартные для церкви витражи, но они смотрятся органично, без перебора.

Во время путешествия мы посетили нескольких церквей, и везде было все очень и очень скромно. У нас есть традиция, "покупать" свечки, то, что у нас называют чайными свечками, и ставить их, никакой религии, просто традиция. В Швейцарии мы нигде не нашили подобной услуги. Рядом Гроссмюнстер, огромная церковь с двумя башнями. Это все, что мы увидели, во-первых, уже вечерело, а во-вторых, мы были мокрые и сильно уставшие.

Обсохнув и отдохнув в гостинице, мы прогулялись по ближайшей округе, это нечто вроде старого спального района, частные дома с садиками, и небольшие многоквартирные домики. Аккуратно, тихо. Правда, половину ночи слышали, как на улице догуливали какие-то подростки, но это мелочи.

Что еще впечатлило? Огромное количество дорогих машин, Феррари и Порше 911 это не то, чтобы не редкость, это через каждые десять минут встречаешь. Ролс Ройс уже реже, ну и есть всякая экзотика вроде Лотуса. При этом в центре большинства населенных пунктов скорость ограничена тридцатью километрами в час. Продолжая тему транспорта. В глуши, на каком-то полустанке видели относительно новую Ниву со швейцарскими номерами, по горам оно вполне себе ничего, и бюджетно. Существенная часть горожан предпочитает велосипеды. Везде, во всех населенных пунктах видишь велосипеды, есть просто огромные велопарковки на сотни великов.

Уезжали рано утром в аэропорт на такси, опять попались на обычный трюк. Когда заказывали такси, нам сказали, что стоимость будет 40 франков, в реальности, по счетчику, получилось 50. Пятьдесят франков, это 1650 рублей, за 10 километров пути (смотрел по гуглу), при этом город был пустой, и мы нигде не стояли дольше 10 секунд, светофоры. Откровенно дорого.

В аэропорту наконец-то купили какие-то сувениры, шоколад и мелочевку, откладывали до последнего, чтобы не носить с собой тяжести в переездах. Сувениры дороже, чем в городе. Все дороже существенно, кроме часов и ножей. Да, в аэропорту, после досмотра, продаются ножи, надо полагать это некое исключение, в виду национальной экономики.

Теперь о еде, вине и прочем кулинарном.

Швейцария крайне бедна национальной кухней, это, конечно, мой субъективный взгляд, но вот так вот оно мне показалось. Шоколад. Да, наверное, это очень вкусно, но молочный шоколад в ряде случаев откровенно проигрывает нашему, российскому, а горький мы как-то не попробовали. При желании все это можно купить в любом нашем супермаркете из тех, что не "эконом", а чуть дороже.

Сыр. Сам я сыр не ем, а супруга квалифицировала его как "запашистый, но очень вкусный", в России такой не купишь, или надо отовариваться ну в очень уж "правильных" магазинах. Из сыра делают знаменитое фондю. Вот его мы как раз и не попробовали, ну не вышло. В тех ресторанах, где мы его видели в меню, стоило оно безумно дорого, не решились, все откладывали на потом, дооткладывались.

Никаких особых, оригинальных, мясных блюд так и не увидел. Рыба так вообще большая редкость. Есть такое блюдо как рёшти, по сути, аналог наших драников, но существенно больше, толще, как раз один на тарелку, и готовится исключительно из тертого картофеля и масла. Попробовали в разных вариантах, все хором признали, что как-то оно не очень. И на этом с едой можно и закончить.

Единственное, что стоит отметить, стоимость еды в ресторанах и кафе выше, чем в Германии, качество, конечно же, зависит от заведения, но в целом как-то без особых восторгов. Размеры порций в любом ресторане или кафе значительные, иногда гарнир стоит отдельных денег, про особенность понятия "овощей" я уже говорил. Кстати, в самолетах Швейцарских авиалиний кормят ну очень невкусно.

Питье.

Сразу скажу, что крепких напитков мы не пробовали, хотя есть какие-то местные настойки и дестиляты, как-то не было случая. В Швейцарии есть вина, собственные, судя по климату, и потому что вино не экспортируется, это редкостная посредственность. Это уже не мое личное мнение, это некий признанный факт, на уровне специалистов. В аэропорту можно купить какой-нибудь Пино нуар 2009 года за 18 франков, т. е. 600 рублей, но смысла как-то не вижу. Пиво же редкостная гадость, опять же, нет своей культуры пивоварения, нет нормального хмеля, не будет нормального пива. Цены на продукты питания, навскидку, выше, чем в Финляндии и Германии.

Вообще культура питания показалась какой-то грустной, ну да ладно, зато красивые горы.

Шопинг.

Рядовой турист ориентирован, прежде всего, на часы. По всей стране часы стоят одинаково, так что можно покупать в любом месте. Разница с Россией, с учетом всех скидок и налогов, будет не то, что бы ощутимая, не в два раза, но процентов двадцать, тридцать, наверное, выиграть можно. Есть еще швейцарские ножи, прежде всего, Викторинокс и Венгер. Стоят они почти столько же, сколько и в России, ну максимум пять процентов разницы. По поводу скидок и возврата налогов.

Тут надо читать отдельные материалы, ибо есть свои тонкости. В любом случае, в магазине часов нужно просить скидку. Нам в Swatch скинули 8%. Покупать что-то иное, видимо, не стоит, все будет либо столько же, либо дороже чем в РФ.

Теперь особенности гостиничного размещения.

Цены на гостиницы ломовые. Мы старались экономить, с одной стороны, а с другой, выбирали отели поближе к вокзалам. Политика такая: наверное, можно сэкономить, взяв гостиницу на окраине, но у нас не было времени на переезды от центра до жилья, и к тому же, это весьма утомительно после поезда искать еще нужный автобус, ехать куда-то.

Порядок цен. В Берне гостиница была в пяти минутах от вокзала, на второстепенной улочке, стоило сие удовольствие аж 218 франков (7200 рублей за ночь) за убогий номер с очень скромным завтраком. Гостиница даже не имела звездности на booking, это показательно. В Церматте же мы получили уже большой шикарный номер, с террасой и отличным видом, но это, видимо, вне сезона. Стоило это удовольствие тоже недешево, 5800 рублей.

Санкт-Мориц просто убил. Самая доступная гостиница, из работающих, обошлась в 4620 рублей за ночь, туалет и душ в коридоре. Фактически, это хостел. Наверное, можно было бы в Санкт-Морице и не останавливаться, но мы проехали 8 часов в Ледяном экспрессе, а до Цюриха еще три часа, т. е. приехали бы мы в десятом часу, явно не в лучшем расположении духа. Ну и Цюрих - тоже та еще ситуация. Заказывая гостиницу, мы не были информированы о такой милой особенности - ресепшн работает с 10 утра, до 5 вечера, после все закрыто, вход в номера с отдельной лестницы, сотрудников нет.

Выезжая, ты просто захлопываешь дверь с ключом в номере. Минимум формальностей, главное плати вперед. Видели, как мужик, приехав вечером, уперся в закрытые двери, развернулся, и пошел искать себе другое жилье. Да, все гостиницы были очень маленькими, от десяти, до тридцати номеров. В общем надо понимать, что за гостиницу в Швейцарии придется платить раза в два, три раза дороже, чем за аналогичное по качеству удовольствие в Финляндии.

Наверное, в Швейцарию надо ехать именно за видами, за спокойным отдыхом, но с очень тугим кошельком.

 добавить свой рассказ


КОММЕНТАРИИ ПО РАССКАЗУ





SVALI.RU
©Данио-Пресс 2005. Все права защищены.
Использование материалов сайта возможно только с согласия администрации сервера.
По вопросам рекламы и размещения информации обращаться сюда.
Рекламно-информационное агентство 'Данио-Пресс'
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100